Епископ Силуан: «Подлинный путь ко Христу и ко спасению лежит не столько через наш ум, сколько через наше сердце»

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Господь, придя на землю, дал нам великое учение. Он открыл нам божественную истину, показал путь, ведущий в жизнь вечную. Но если бы Он сделал только это, то мы были бы самыми несчастными людьми, потому что мы бы знали об истине, знали о пути, ведущем в Царствие Божие, но не имели бы сил туда прийти.

Для того, чтобы следовать за Христом путем спасения, нужно не только иметь представление об этом пути, так сказать, теоретическое знание, необходимы еще и духовные силы, которые позволили бы нам совершить невозможное. Ведь Господь призывает нас ни к чему иному, как к тому, чтобы уподобиться Самому Богу: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен есть» (Мф 5:48). Вот заповедь Христа. И это совершенство раскрывается в первую очередь и главным образом в любви к Богу и ближним. Но при этом не только к ближним, но и к дальним и даже врагам. И, конечно, чтобы искренне, от всего сердца, жертвенно любить врагов, для этого необходимы не человеческие силы, а силы божественные, благодатные. Эти-то силы Господь и сообщает роду человеческому в Своем Воскресении.

Он для того и стал Человеком, чтобы освятить нашу человеческую природу и чтобы в Самом Себе дать нам возможность соединяться с Богом. Ведь Христос есть Богочеловек, и поэтому, причащаясь Его Тела и Крови, то есть, приобщаясь к Его человечеству, мы тем самым приобщаемся и Его Божеству, поскольку во Христе Божество и человечество сосуществуют нераздельно.

Сегодня в евангельском чтении говорилось о призвании первых учеников Христом. Двое из них были до того учениками Иоанна Крестителя. Это был первозванный апостол Андрей и его сподвижник евангелист Иоанн Богослов, который смиренно умалчивает в этом евангельском повествовании о себе, именуя себя «одним из учеников». Когда Господь приходил на Иордан креститься от Иоанна, то два этих ученика его услышали слова Предтечи: «Се есть Агнец Божий вземляй грехи мира. Ему подобает расти, а мне умаляться. Я не достоин понести даже обуви Его». Услышав такие слова, Андрей и Иоанн исполнились духовной ревности и последовали за Христом. Тот, обернувшись, спросил, что они хотят? На это будущие апостолы ответили вопросом: «Господи, где живешь?» На первый взгляд, это вопрос о месте жительства. Но, конечно же, апостолы спрашивали о другом и искали они другого, не земного обиталища Христа, Который, как Сам говорил, «не имел на земле, где главы подклонить» (Мф 8:20). Они искали того высокого духовного состояния, которое может даровать только Христос. Они желали взойти в меру того духовного совершенства, о котором Христос возвещал и которое достигать Он заповедовал. Поэтому Господь отвечает им: «Приходите и смотрите».

Действительно, нельзя прийти в это духовное совершенство, только читая о духовной жизни, только читая о Христе. Необходимо деятельно следовать этим путем, для того чтобы открылись наши духовные очи и мы были бы способны видеть Христа и чувствовать Его. Такое глубокое духовное изменение совершенно преображает человека. Для того чтобы быть способным видеть Бога, необходимо уподобиться Богу. Потому что, как известно, подобное познается подобным. Бог есть Святейшее, Чистейшее Существо, потому Он и говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога» (Мф. 5:8).

Бог пребывает везде, пребывает Он и в нас. Без Его укрепляющей силы мы бы не смогли существовать. Но как много людей не чувствует этого присутствия Бога, и даже не верят в Него. И все это происходит потому, что ожесточены сердца. Сердце есть орган богопознания. Но для того чтобы быть таковым, оно должно быть чистым, должно быть истонченным духовной жизнью, борьбой с грехом, со злом, со страстями, с духами злобы. В этом случае, сердце становится тем чистым оком, которое право зрит духовный мир, и в первую очередь Бога. Воспринимает благодать Святого Духа с благодарностью, старается в своей жизни, следуя зову благодати, осуществлять божественный закон.

Апостолы пребыли в этот день со Христом, наслаждались Его беседой, наслаждались созерцанием совершенного Человека, Бога, пришедшего во плоти.

И в этом же повествовании говорится еще о призвании двух учеников – Филиппа и Нафанаила. И удивителен диалог Филиппа и Нафанаила. Когда Филипп говорит, что «мы нашли Мессию, приходи». Нафанаил спрашивает: «Из Галилеи может ли что доброе быть?» Таким было распространенное среди иудеев мнение, что из области Галилейской не может выйти пророка, вообще ничего доброе. Почему?

Вся святая земля во времена Христа была разделена на три области. Иудея, где жил народ Божий, по преимуществу, колено Иудино, которое хранило закон Моисеев, исповедовало этот закон, служило Богу в храме, и, таким образом, являлось свидетелем об истине перед лицом всего мира.

К северу от Иудеи находилась Самария, которая во времена еще вавилонских и ассирийских царей была заселена язычниками, поэтому самаряне не были природными иудеями, но они восприняли от Иудеев закон Моисеев, но только частично. Они приняли первые пять книг, Пятикнижие Моисеево, а все остальное, то есть пророков, книги учительные, не принимали, поэтому имели очень смутное представление о грядущем в мир Христе.

И, наконец, самой северной областью Палестины была Галилея, в которой хотя и жили потомки богоизбранного народа, но, будучи окруженные языческими племенами, они так же не были тверды в исповедании закона Моисеева. И вот эта их некоторая обмирщенность, с точки зрения иудеев, и давала основания Нафанаилу сомневаться, может ли из Галилеи прийти Мессия, которого ждал народ Божий как Избавителя, как Спасителя. На этот вопрос, в общем-то, законный, Филипп отвечает: «Приходи и смотри». И Нафанаил поспешил посмотреть. И когда он подходил ко Христу, Христос-сердцеведец предварил его приближение словами: «Вот истинный израильтянин, в котором нет лести». Действительно, в нем не было лести, потому что он, хотя и разделял, казалось бы, общеиудейское мнение, но все-таки предпочел убедиться и своими глазами увидеть.

И когда он увидел Христа, он почувствовал в Нем истину и исповедовал, что Иисус из Назарета – истина есть Христос. Вот эта нелицемерная вера, детская, простая, и является свидетельством о том, что человек действительно служит Богу.

А фарисеи, книжники, священники времен Христа, хотя хорошо изучили закон, вроде бы все знали о Том, Кто должен прийти для спасения мира, но, поскольку это знание было чисто теоретическим, а в сердце их не было жажды встретить Бога, жажды последовать Его заповедям до конца, а ведь это требует самоотречения, по этой причине они и не узнали Бога во Христе. Не узнали во Христе Спасителя мира. И не только не узнали, но еще и оклеветали, предали язычникам на смерть, и требовали с ожесточением, чтобы язычники, которые по естественному милосердию хотели отпустить невинного Страдальца, все же убили Его. Вот такое ожесточение.

Поэтому и мы с вами должны помнить о том, что подлинный путь ко Христу и ко спасению лежит не столько через наш ум, сколько через наше сердце. И для того, чтобы право знать Бога, мы должны исполнять Его заповеди и через это очищать от всего того, что мешает в нем жить нашему Спасителю. А этим является, прежде всего, наша гордость, которая проявляется в самолюбии, в обидчивости, в превозношении, в осуждении и во всех прочих грехах, будучи матерью всех грехов.

Противоположное состояние гордости есть смирение, которому научится у Него нас призывает Сам Христос. Он явил нам смирение как совершенную добродетель, как свойство Самого Бога. И, призывая нас уподобиться Богу, Он, в первую очередь, призывает нас уподобиться Его смирению и любви. И если мы последуем этому призыву и будем всеми силами стараться идти путем богоуподобления в смирении и любви, то сердце наше будет всегда переживать пасхальную радость. Оно никогда не будет прекращаться для нас, как никогда она не переставала в сердце святых. Так, преподобный Серафим Саровский всегда переживал эту радость и она изливалась в его приветствии, с которым он обращался ко всякому человеку, и доброму, и, казалось бы, несовершенному, когда бы он к нему не приходил: «Радость моя, Христос воскресе!»

Христос воскресе!

Проповедь в Светлую среду
с. Саровка,
23.04.2014

 

Комментарии закрыты.