Интервью епископа Силуана о приходском духовном образовании

В рамках визита в село Александровское для журнала Александро-Невского прихода «Александровская звонница» (№4) епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан дал интервью посвященное приходскому православному образованию и деятельности духовно-просветительских центров.

Православный храм в селе сам по себе является духовным центром. Здесь человек общается с Богом, приобщается благодати Церковных Таинств, поучается в проповедях, словом, через воцерковление изменяет свою жизнь. Зачем создаются ещё и духовные образовательные школы при храмах? Каково их предназначение? Изучение Священного Писания? Или есть и другие цели?

Верно то, что главный «образовательный центр» для христианина — это храм и то, что в нём совершается: богослужение, таинства, проповедь. Но чтобы глубоко и полно воспринимать церковную жизнь, средоточием которой и является храмовая соборная молитва, необходимо обладать определённым уровнем духовной культуры. Эта культура, наряду с навыком внимательной сердечной молитвы, который можно приобрести только на практике, предполагает и наличие минимального объёма знаний. В первую очередь, это — знание Священного Писания, являющегося источником и христианского вероучения, и нравственности. Нужно также иметь элементарные сведения о строе и смысле богослужения, знать хотя бы основы церковно-славянского языка. Всё это и есть содержание учебного процесса в приходских школах для детей и взрослых.

Однако существует и ещё одно очень важное предназначение у духовно-образовательного центра при храме. Он является пространством многогранного и многоплодного общения верующих или только ищущих путь веры людей между собой за границами богослужения. В храме мы общаемся по-преимуществу с Богом, хотя это происходит сообща, «единым сердцем и едиными устами». Но духовный рост невозможен и без навыка общения во Христе друг с другом. Грани такого общения различны. Это и занятия в воскресных школах, в приходских кружках и студиях, молодёжные и семейные клубы, проведение церковных и народных праздников, забота о нуждающихся, о благоустройстве храма и многое другое.

Совместное участие в богослужении и полноценное внебогослужебное общение сближают прихожан, сплачивают их, делают общиной — единым организмом, «Телом Христовым», по выражению апостола Павла, что и есть, в собственном смысле, Церковь.

 Каждый ли храм обязан иметь при себе воскресную школу? Все ли храмы в Колпашевской епархии имеют такие школы?

 В современном, оторванном от духовных корней и вековой народной традиции, обществе воскресные школы являются одной из попыток преодолеть этот трагический разрыв. В этом смысле, хорошо бы иметь воскресную школу при каждом храме. И мы к этому стремимся. На основных приходах епархии, расположенных в городах, районных центрах и крупных сёлах, где есть постоянный священник, воскресные школы действуют. Труднее организовать их в приписных приходах, находящихся в небольших, особенно, удалённых поселениях. Но и здесь есть некоторые успехи.

Кто становится педагогами воскресных школ кроме священников? Обязательно ли для них педагогическое образование? Или достаточно быть просто глубоко верующим?

 Педагогами воскресных, особенно, детских, школ, как правило, являются не священники, а миряне. Хотя без пастырского участия никакая воскресная школа обойтись не может. Важно, чтобы священник был духовником школы, задавал верный духовный вектор её развитию и, конечно, с определённой периодичностью, но не слишком редко, общался с педагогами и воспитанниками. В просветительских занятиях для взрослых постоянное участие священнослужителей особенно необходимо.

Преподавателям детских воскресных школ, как и любых образовательных учреждений для детей и подростков, общие педагогические знания и навыки крайне важны. Дети есть дети! В общении с ними вопрос «как донести?» нередко сложнее вопроса «что донести?». Но, без сомнения, вопрос «что?» также крайне важен. Педагоги воскресной школы должны передать своим воспитанникам основы церковной культуры в их подлинности и полноте. Для этого, по меньшей мере, они сами должны быть живыми носителями этой культуры, что предполагает и наличие глубокой веры, и полноценную церковную жизнь, и внушительный багаж богословских знаний.

Все ли школы в нашей епархии занимаются в отдельных помещениях или ютятся в приспособленных, или занимаются в церквях? Нужно ли для этих заведений, где зачастую занимается небольшое количество детей прихожан, строить свои здания? Почему это важно? Можно ведь иметь стены и парты, а педагогов не найти. Да и учеников тоже.

 Большинство воскресных школ в нашей епархии имеют собственные помещения. При Вознесенском кафедральном соборе Колпашево, Воскресенской церкви с.Тогур, Успенском храме с.Бакчар, теперь и при Александро-Невском приходе с.Александровское существуют целые духовно-просветительские центры, включающие комплекс помещений, выделенных специально для детских воскресных школ. Это либо новопостроенные, либо хорошо отремонтированные здания. При других приходах воскресные школы, там, где они есть, размещаются в достаточно обширных приспособленных помещениях за пределами пространства самого храма. Здесь большого прогресса удалось достичь в последние годы, в числе прочих факторов и благодаря образованию самостоятельной епархии в Нарымском крае.

Очевидно, что проводить учебные занятия, заниматься рукоделием, просто, общаться друг с другом удобнее не в храме, предназначенном для молитвы, а за его пределами, не разрушая церковной культуры благоговейного, трепетного отношения к святыне, каковой является церковь.

Что касается востребованности духовно-просветительских центров, то пока она существует, и именно в ответ на эту потребность духовенство, приходские активы, благотворители вкладывают силы и средства в создание благоприятных условий для ведения церковной просветительской деятельности на как можно, более качественном уровне.

Какие на сегодня существуют проблемы в приходских школах, как они решаются?

Проблемы, конечно, существуют. Трудности материального плана, связанные с откровенной бедностью подавляющего большинства приходов нашей епархии, сильно тормозят и ограничивают развитие материально-технической базы, затратные проекты, направленные на поощрение лучших педагогов и воспитанников, паломническую деятельность, организацию летних детских лагерей.

Однако, если оставить материальное в стороне, одной из основных проблем является недостаточное участие семей, не только детей, но и их родителей, в жизни воскресной школы. Школа, пусть и приходская, может лишь восполнить то образование, которое должна дать семья. Заменить семью она не может. Если родители дистанцируются и от духовного образования своих чад в воскресной школе и, что хуже, от жизни прихода вообще, тогда их дети напоминают телегу из басни И.С.Крылова, в которую запряжены лебедь, рак и щука. Трудно ожидать от такого сотрудничества, а вернее, его полного отсутствия, положительных и прочных результатов.

Серьёзной проблемой остаётся недостаток богословской подготовки у педагогов. Это имеет веские причины: практически, все педагоги приходских воскресных школ — это волонтёры, и без того жертвующие своим временем и силами делу духовного просвещения. Изыскать внутренний и временной ресурс ещё и для систематического самообразования в сфере очень сложных богословских дисциплин — не легко. Но всё же без богословской подготовки не обойтись. Пока наиболее значительным опытом такой подготовки было участие ряда педагогов воскресных школ епархии в шестимесячных дистанционных курсах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва). Мы думаем над развитием и совершенствованием этого опыта в дальнейшем.

Есть и другие проблемы. Но, с Божией помощью, общими усилиями епархиального управления, духовенства, прихожан и благотворителей мало-помалу все они разрешаются. Искреннее желание послужить Богу и людям, облеченное в терпение и усердие с верой и смирением, всегда приносит плод сторицей и самому делателю и его делу.

Обобщается и распространяется ли положительный опыт деятельности таких школ в епархии?

С интересными начинаниями и достижениями разных приходов нашей епархии в просветительской работе и, в частности, в деятельности воскресных школ мы стараемся знакомить аудиторию епархиального сайта (то есть, большей частью, духовенство и приходские активы) с помощью специальных публикаций.

В рамках региональных Макариевских образовательных чтений отделы религиозного образования обеих епархий Томской митрополии провели ряд семинаров по обмену опытом для педагогов приходских воскресных школ.

Консультацию по вопросам организации, содержания и методики приходского образования можно получить у специалистов епархиального отдела религиозного образования и катехизации.

 

Комментарии закрыты.