Нарымская «Троеручица»: как пришла в Колпашево икона с Афона и как ее почитают сейчас?

В сентябре 2020 г. исполняется пять лет с тех пор, когда в Колпашевскую епархию прибыла чтимая святыня — икона Божией Матери «Троеручица», написанная на Святой Горе Афон.  Принесение святого образа было приурочено к годовщине освящения Вознесенского кафедрального собора, состоявшегося  в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2014г. Предлагаем вниманию читателей нашего сайта материал, подготовленный руководителем епархиального информационного отдела И.Ю.Коноваловой для электронного портала журнала «Фома».

В 2015 году для маленького сибирского городка Колпашево совершилось знаменательное событие. Город встретил новую святыню — икону Пресвятой Богородицы «Троеручица». Икона была написана в благословение новообразованной Колпашевской епархии на Святой Горе Афон, в скиту Буразери, относящемся к сербскому монастырю Хиландар. Именно там в течение двух лет иноки под руководством схиархимандрита Арсения работали над написанием списка иконы Богоматери.

Монастырь Хиландар, фото https://azbyka.ru

Иконописная мастерская в скиту Буразери, фото http://svjatoynarym.ru

История этой иконы удивительна: к красивому писаному образу Богородицы с Божественным Младенцем прикреплена еще одна рука, серебряная.

По преданию появление третьей руки связано с чудесным событием в жизни великого гимнографа преподобного Иоанна Дамаскина, автора множества прекрасных молитв и богослужебных текстов. Иоанн Дамаскин жил в VII веке в Дамаске, был известным защитником иконопочитания. По клеветническому доносу его жестоко наказали,отрубив правую руку. Истекая кровью и страдая от боли, святой Иоанн Дамаскин приложил отсеченную руку к суставу, перевязал ее платком и стал усердно молиться Пресвятой Богородице перед своим любимым образом. «Пречистая Дево, — взывал святой Иоанн, — разве допустишь Ты, чтобы пострадала та рука, которая столько написала песнопений, прославляющих Тебя и Твоего Божественного Сына, которая написала столько посланий в защиту Твоих святых икон!» Святой страдалец со слезами обещал умножить свои труды в случае исцеления. С этими словами Иоанн впал в забытье. Во сне ему явилась Сама Пречистая Дева: «Вот твоя рука теперь здорова. Не скорби более и исполни то, что обещал Мне в твоей молитве!»

Проснувшись, Иоанн увидел свою руку исцеленной. На месте отсечения остался лишь красный рубец как напоминание о свершившемся чуде. Благодарный подвижник в память о явленной ему милости изготовил из серебра руку, которая и была им прикреплена к иконе Богоматери. Третья рука стала воспроизводиться на многих списках этой иконы.

Два года ушло на создание списка для Нарымского края, начало работы иконописцев совпадает с годом основания Колпашевской епархии. Новый список был приложен к первообразу — чудотворной иконе Божией Матери «Троеручица». Летом 2015 года архиереи Томской митрополии совершили паломничество на Святую Гору и привезли икону в Томск.

Восхождение на вершину Афона, из личного архива епископа Силуана, 2015 год

В монастыре Хиландар, возле образа Божией Матери «Троеручица»,         из личного архива епископа Силуана, 2015 год

В Томске святыню встречали очень торжественно: соборным богослужением в Петропавловском соборе и крестным ходом по улицам города.

Фото http://pravoslavie.tomsk.ru

Крестный ход с иконой «Троеручица» по улицам города, фото http://pravoslavie.tomsk.ru/

Фото http://pravoslavie.tomsk.ru

Несколько дней святыня была доступна для поклонения томичам, после чего началось ее шествие по сельским приходам Томской митрополии.

Встреча иконы в селах Верхнекетского района Томской области, 2015 год. Фото http://svjatoynarym.ru/

В с. Белый Яр, фото http://svjatoynarym.ru

В Спасо-Преображенском храме с. Молчаново, 2015 год.                           Фото Владимира Мандракова

                В Спасо-Преображенском храме с. Молчаново, 2015 год.           Фото Владимира Мандракова

                  В Спасо-Преображенском храме с. Молчаново, 2015 год.               Фото Владимира Мандракова

Встреча образа в с. Парабель, 2015 год.

19 сентября 2015 года долгожданный образ Богоматери торжественно встретили в Вознесенском соборе г. Колпашево.

Спустя некоторое время в левой части центрального придела для иконы установили красивый резной киот.

Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан: «В образе Пресвятой Богородицы «Троеручица» я вижу святыню всей нашей епархии, благословение свыше всему Нарымскому краю. Эта икона соединяет в себе благодать двух мест в нашем мире, наиболее близких православному сердцу, — Святой Земли и Святой Горы, Палестины и Афона. В молитвенном предстоянии Троеручице нам радостно переживать чувство причастности благодати святых мест, с которыми нас разделяют тысячи километров и государственные границы. Но быть может, ещё более значимо для жителей сурового таёжного края, нередко обделённых земными благами, — иметь в этом образе яркое зримое указание на безграничность любви Приснодевы к человеческому роду. Обе руки изображённой на иконе Богоматери заняты Её возлюбленным Сыном. Символическое же изображение третьей руки несёт нам свидетельство о том, что любви Царицы неба и земли хватает и для нас — людей несовершенных и грешных, но детски вверяющих себя Её материнскому заступничеству».

Богослужение в Вознесенском кафедральном соборе
в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 2016 год

Каждую среду в Вознесенском соборе совершается акафист Пресвятой Богородице перед почитаемым образом «Троеручица».

Вознесенский кафедральный собор

Еженедельный акафист Пресвятой Богородице в Вознесенском соборе, 2020 год

Анастасия Демидович: «Это так замечательно, что у нас есть своя икона Богородицы, почитаемая и уже полюбившаяся. Благодаря ей люди узнают наш храм и нашу епархию, отождествляют собор и этот образ. В храме стало как-то по-особому торжественно, когда появилась Троеручица».

Евгения Петрова: «Для нас было большой неожиданностью принесение образа Троеручицы, да еще с самого Афона. Ведь на Руси этот образ почитаем, но не так известен, как Казанская, Иверская, Владимирская икона… Когда мы встретили икону, то многое узнали о монашеской культуре, об Афоне. Стоя на клиросе, я часто вижу, как люди подходят к Богородице, самые разные. И очень часто они задерживаются на какое-то время перед образом, молятся, чувствуется, что думают о самом сокровенном и важном. Божия Матерь, как живая, Она как будто смотрит из окна Горнего Иерусалима на нас».

Источник: журнал «Фома«

 

Комментарии закрыты.