Рождественское послание епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана

ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ
И ВСЕМ ЧАДАМ КОЛПАШЕВСКОЙ ЕПАРХИИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братья и сестры!

            Сердечно поздравляю вас с великим праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа!

«Возсиял еси, Христе, от Девы, разумное Солнце Правды, и звезда Тя показа в вертепе, вмещающася Невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе» (тропарь на вечерне Рождества Христова по 6 паремии). Так прославляет Святая Церковь спасительное пришествие в мир Бога Слова.

Это пришествие сопровождалось многими удивительными знамениями, одним из которых была и чудесная звезда, приведшая восточных мудрецов-волхвов к Вифлемской пещере. Но ведь звезда на ночном небе – самое слабое светило. Что должны были думать восточные мудрецы, следуя в неизвестность за этим смиренным мерцанием? Они шли в чужую страну, дикими пустынными путями, к людям, столь скоро явившим беспощадную ненависть к пришедшему в мир Богочеловеку.

Тем же путем неизвестности шествовали некогда святой патриарх Авраам, праведный Иосиф, пророк Моисей. Все они жили, по свидетельству слова Божия, не знанием, но верою в грядущего Мессию. Однако, это – особая вера, та вера, которою святые «побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; …получали умерших своих воскресшими» (Евр.11:33-35).

Такая вера есть начало нового, истинного знания, которое открывается не холодному рассудку и равнодушному любопытству, но очищенному делами веры и воспламенившемуся любовью к Богу сердцу. Это знание состоит во всецелом единении с бессмертным и животворящим Богом, приобщении Его вечной и нетленной жизни.

Как иначе возможно познать и войти в полноту общения с Тем Богом, Который являет себя миру как совершенная Любовь?! Любовь открывается только любви! Она есть та «совокупность совершенства» (Кол.3:14), которая станет содержанием блаженной жизни будущего века. И нет иного средства, кроме любви, войти в это блаженное Царство Небесного Отца!

Только любовь до конца хранит верность и во всем поступает по вере. Она «долготерпит, милосердствует, …не завидует, …не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.4-7). А все знамения и чудеса, свидетельствующие о присутствии в мире Бога и Его участии в жизни людей, лишь выявляют наличие и качество пребывающей в нашем сердце любви.

Так, для волхвов, влекомых верой и любовью к долгожданному Спасителю мира, рождественская звезда стала предвестником того ослепительного Небесного Света, которым наименовал себя Христос. А для Ирода, выведавшего «время появления звезды» (Мф.2:7), она стала поводом к богоборчеству и кровавому преступлению.

Устремимся и мы, возлюбленные братья и сестры, вместе с волхвами к тому Свету разума, Который воссиял миру посреди непроницаемой до сих пор ночи греха и смерти! Принесем Богомладенцу дары любви от избытка нашего сердца, те дары, которые достойны святой и благословенной ночи Его Рождества!

По словам преподобного Ефрема Сирина, «настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной. Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это – день благоволения, да удержится же всякая лютость; это – день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это – день, в который Бог нисшёл к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником… Это – день, в который отверзлась дверь неба нашим молитвам; прилично ли было бы, если бы мы затворили дверь просящим у нас прощения обид или облегчения бедствий? …ныне Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому» (Прп. Ефрем Сирин. Слово на Рождество Христово).

Сорадуясь вместе с вами, мои дорогие, обновлению праздника спасительного Рождества Христова, призываю от Его пренебесных щедрот на всех вас Божие благословение в наступившем году!

 

Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан

Рождество Христово 2021/2022 г.