Интервью епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана газете «Томские епархиальные ведомости»

33Томская митрополия — новый шаг в развитии церковной жизни

— Владыка, в марте этого года Вы были назначены епископом в новообразованной епархии. Вы ожидали такого поворота событий, готовились к нему?

Когда почти два десятилетия назад после окончания университета я стоял перед необходимостью выбора жизненного пути, то душа моя стремилась к наиболее совершенному на земле образу жизни, который я видел в монашестве, и наиболее совершенному служению, не ограничивающемуся землей, но простирающемуся в Вечность, – священству. Я желал молитвенного предстояния престолу, так как оно вводит священника в предельно близкое общение с Богом, что, с одной стороны, наполняет сердце страхом и трепетом, но, с другой, дает благодатное дерзновение ходатайствовать перед Небесным Отцом «о всех и за вся» с твердой надеждой получить просимое. Об архиерейском служении у меня не было даже мыслей. Скорее в мечтах как вожделенное пристанище мне рисовались скит или пустынная келья где-нибудь на Афоне или среди безлюдных просторов Чукотки.
Господь исполнил мое желание, даровав монашество и священство, но и призвал к активной и многосторонней церковной деятельности. Наверное, правильнее всего будет сказать, что не столько я искал себе обилия разнообразных дел, сколько они сами находили меня. Совесть христианина и пастыря не позволяла мне от этих, не собственно монашеских, дел бежать. Год за годом объем и интенсивность этой деятельности только нарастала. И это стало наводить меня на размышления, что, коль скоро все эти дела ложатся на мои плечи большей частью помимо, а порой и вопреки моей воли, то, быть может, Господь таким образом готовит меня к иному, особому служению. Эти смутные предположения обрели большую определенность, когда было решено для активизации церковного служения образовать в пределах Томской области новую епархию с центром в г.Колпашево, и управляющий Томской епархией архиепископ (ныне митрополит) Ростислав предложил меня на усмотрение Святейшего Патриарха и Священного Синода в качестве кандидата на Колпашевскую кафедру. Я положился на волю Божию и молил только об одном: чтобы мое избрание, если ему суждено состояться, было угодно Богу, а не только людям.
  — Каким для Вас видится образ епископа?
Прежде всего, епископ – это пастырь, которому Господь доверил Своих разумных овец. Причем, согласно евангельскому учению, мерой заботы о пастве измеряется любовь к Богу (Ин 21:15-17). Добрый пастырь «полагает жизнь свою за овец» (Ин 10:11), следуя на этом крестном пути за Пастыреначальником Христом. Административные обязанности управляющего епархией архиерея являются лишь одним из аспектов пастырского служения епископа, направленного на духовное преуспеяние церковного народа, и всецело подчинены этой, главной, задаче.
Идеальный образ епископа дает нам пример святых апостолов и, в частности, апостола Павла, который для всех «сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор 9:22). Епископ – преемник апостолов, наследующий от них не только полноту благодатных даров и священной власти, но и долг быть «в муках рождения», «доколе не изобразится… Христос» в его духовных детях (Гал 4:19), которыми без исключения являются все православные верующие вверенной попечению архиерея епархии.
— Как вы сами относитесь к церковно-административной реформе — учреждению новых епархий и митрополий? Для чего это, в первую очередь, нужно?
Образование новых епархий есть естественное следствие развития церковной жизни, как количественного, так и качественного роста Церкви. Этот процесс никогда не прекращался, просто он протекал в разные эпохи с большей или меньшей интенсивностью. Чтобы быть пастырем церковного народа, а не «князем Церкви», епископ должен быть близок к своей пастве, находиться в постоянном общении с ней, знать ее нужды, разделять с ней радости и скорби. А это предполагает, в числе прочего, и сокращение физического расстояния между архиереем и составляющими его епархию приходами, особенно в Сибири, где эти расстояния порой слишком велики. Кроме того при меньшем количестве церковных общин архипастырю легче уделять каждой из них больше своего внимания, что также способствует церковной пользе.
Митрополия же нужна для координации церковного служения между самостоятельными епархиями в пределах одного региона, для более эффективного взаимодействия с государственными и общественными институтами.
— Какой Вам видится перспектива церковной жизни в северных районах Томской области?
Церковная жизнь в этих районах уже существует, и это – главное. А Церковь – это всегда перспектива, надежда, обновление. Посреди лежащего во зле мира (1Ин 5:19) Церковь всегда остается непоколебимой скалой (Мф 16:18) и началом добра и созидания.
Мне думается, что на территории районов, вошедших в Колпашевскую епархию, не исчерпаны еще возможности как количественного, так и качественного развития приходов. Одну из основных трудностей для консолидации новообразованной епархии я вижу в том, что от Церкви не зависит, а именно в недоразвитости транспортной инфраструктуры: даже главные кафедральные города практически не имеют на сегодня возможности наземного сообщения. А это предполагает необходимость прикладывать особые, по-истине, миссионерские усилия для пастырского окормления всех, в том числе и наиболее труднодоступных, поселений этого края. Такой опыт был приобретен мной еще в годы служения в Магаданско-Чукотской епархии. Убежден, что участие в миссионерских поездках особенно полезно молодым священникам и, вообще, церковной молодежи.
— Где будет находиться ваш епархиальный центр?
Епархиальным центром является тот город, название которого избрано Святейшим Патриархом и Священным Синодом для наименования епархии. Таким образом, главным кафедральным городом новообразованной епархии является Колпашево. Вокруг него сосредоточено большинство приходов, вошедших в состав Колпашевской епархии. Однако наиболее крупный город на севере Томской области – это Стрежевой, название которого вошло и в титул правящего архиерея новой епархии. Вполне естественно, что Стежевому наряду с Колпашево будет уделено мое особое внимание.
— Вы 14 лет являлись наместником Богородице-Алексиевского монастыря. Тяжело ли расставание с родной обителью?
Томскому Богородице-Алексиевскому монастырю я отдал, как принято говорить, лучшие годы своей жизни. Наградой за это стало то состояние, в котором обитель находится сейчас. Конечно, и в материальном и в духовном отношении она еще далека от совершенства, но главное, что произошло – монастырь стал монастырем на самом деле: не только по имени, но и по существу. Здесь сформировалось устойчивое монашеское братство, члены которого живут в обители по многу лет. Сам строй жизни является в важнейших моментах, в полном смысле, монастырским. Созданы благоприятные условия для духовного преуспеяния, что и требуется от игумена монастыря. Само же духовное преуспеяние может быть лишь плодом личного свободного подвига каждого насельника обители. Никто: ни богомудрый старец, ни даже ангел с неба – не может сделать этого за нас.
Томский монастырь был моей жизнью; мои мысли, переживания, планы и труды были, в первую очередь, связаны с ним. Всех, кто сегодня живет в обители, принимал сюда я. Всех их я воспринимал как своих духовных детей и в полной мере чувствовал ответственность за каждого. Конечно, я не могу равнодушно прощаться с обителью, мне не безразлична ее будущность. Но я никогда и не считал хозяином монастыря себя. Обители потому и называются святыми, что ими правит Сам Господь. Его благому промышлению, покрову Пречистой Богоматери и молитвенному предстательству святых покровителей монастыря я оставляю обитель в твердой уверенности, что при таком благодатном заступлении ей ничто не повредит. В монастыре я буду бывать и впредь, но уже в ином качестве, не как его игумен, а как соратник его насельников в духовном воинствовании за небесный удел. Духовные узы, связавшие меня с братией обители, конечно, не разрываются внешними переменами и внешними расстояниями. Духовная любовь друг к другу и молитва друг за друга всегда с нами.
— Расскажите о своих планах на ближайшие будущее в новой епархии?
Ближайшие планы продиктованы первоочередными задачами, объективно стоящими перед каждой новообразованной епархией. Во-первых, нужно ближе познакомиться с приходской жизнью, то есть, проще говоря, побывать везде, где уже существуют церковные общины. Это позволит не только установить более близкое общение с духовенством и церковным народом, но и даст представление о достижениях, которые нужно развивать, и о проблемах, которые требуется решать. Во-вторых, необходимо организовать епархиальное управление, то есть, наряду с прочим, создать благочиннические округа, а также сформировать отделы, курирующие важнейшие направления церковного служения, такие как, духовное просвещение, пастырское окормление молодого поколения, попечение о страждущих.
Верю, что с помощью Божией, учреждение новой епархии даст и новый импульс развитию церковной жизни на севере Томской области. Со своей стороны, я постараюсь приложить к этому все свои силы.

«Томские епархиальные ведомости»  №3 (168) апреля 2013г.