По возвращении паломнической группы с Афона епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан дал интервью, в котором рассказал, чем Святая Гора Афон на протяжении многих столетий привлекает богомольцев, об особенностях афонского Устава и о встречах с насельниками афонских обителей.
Как Вы считаете, чем привлекает Святая гора Афон на протяжении уже многих веков тысячи паломников, значительная часть которых направляется туда и из русской земли?
В самом именовании Афона Святой Горой кроется ответ на этот вопрос. Святость не просто слово, не только высокий и красивый эпитет, связанный с историческим фактом выделения данного места для монашеской жизни. Святость – реальная, глубокая и всецелая причастность Богу, Его вечной жизни. Афон освящается и пребывающим на нем благословением Пресвятой Богородицы, и бесчисленным множеством удивительных святынь, и, особенно, молитвой и боголюбивой жизнью его насельников.
Святая Гора дышит Богом, и это святое дыхание, это тихое, но всепобеждающее веяние Духа Святого отзывается в сердцах всех, кто посещает эти места. Явственное ощущение благодати Божией, умножающей в душах мир, радость, усердие к духовной жизни, непреодолимо влечет туда всех тех, кто это ценит и этого ищет, порой даже не осознавая в полной мере предмет своих внутренних исканий.
Мы встречали в святогорских обителях и на афонских дорогах людей самых разных национальностей, образовательного уровня и социального положения, имеющих непохожие характеры и противоположный темперамент. Но все они словно преображаются на Святой Горе, проявляя свои лучшие, наиболее глубокие и христианские качества. Нам так часто и как-то очень легко, естественно, не нарочито, предлагали помощь в различных обстоятельствах, что к этому начинаешь привыкать.
На Афоне немало русских, по крайней мере, русскоязычных, монахов, которые живут как в славянских, так и в греческих обителях. Что же касается паломников, то большая их часть – из России, Украины и других стран, окормляемых Русской Православной Церковью. Это и не удивительно: Русская Церковь – самая большая в православном мире. Но вместе с тем, возрастающее год от года количество русских святогорцев и паломников свидетельствует и о продолжающемся как количественном, так и качественном росте нашей Церкви, пробуждающем стремление к духовному в душах все большего числа ее чад.
Владыка, Вы уже не первый раз посещаете Афон. Какие особенности имела нынешняя поездка? Чем она затронула Ваше сердце?
Пятый раз довелось мне побывать на Святой Горе, но впервые – уже в сане епископа. Это новый и очень полезный опыт.
При всём уважении к архиерейскому достоинству со стороны святогорцев, на Афоне чувствуешь себя всё же больше монахом, чем архиереем. Живешь общей всей Святой Горе жизнью – и на службе, и на трапезе, и на тихих афонских тропах. Какая-то простота во всем и между всеми, но не уродливая простота невежества и дерзости, а органичная и гармоничная простота любви к Богу и братьям. Здесь, вслед за апостолом Павлом, особенно отчетливо постигаешь, что хотя и различны дарования и служения в Церкви, но Дух один и тот же, в котором нет ни иудея, ни эллина, ни первого, ни последнего, ни большего, ни меньшего, но все и во всем – Христос.
Какую духовную пользу может дать православным людям севера Томской области принесение в Колпашевскую епархию списка чудотворной иконы «Троеручица»?
Нарымский край, с которым географически совпадает Колпашевская епархия, всегда считался наиболее суровой частью Томской губернии. Поэтому вполне объяснимо, что при сменах общественно-политического строя в России он неизменно оставался местом ссылки. Условия жизни даже в наши дни здесь очень непростые: большие расстояния между населенными пунктами, неразвитость или отсутствие дорожной сети, продолжительные холодные зимы, обилие болот, малопригодность этих территорий для земледелия. Однако, несмотря на все трудности, в Нарымском крае вот уже более четырех столетий живут творцы и наследники великой русской цивилизации, осваивают эти земли, любят свою малую родину и с надеждой смотрят в будущее.
Принесение из земного удела Божией Матери ее чтимой иконы станет зримым свидетельством Ее благословения и молитвенного предстательства пред Богом за жителей севера Томской области. Имею надежду, что святой образ будет источником вдохновения для чад Колпашевской епархии в их следовании высоким и спасительным заветам Христовым.
Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных Ваших встречах и, возможно, беседах в Афонских монастырях с их насельниками.
В поездках на Афон я всегда стремился не только насладится особенной, благодатной, тишиной этих мест, не только поклониться святыням и помолиться на удивительных святогорских службах. Являясь игуменом возрождаемого из небытия монастыря, я нуждался в общении с опытными подвижниками, с носителями живого Предания монашеской жизни, которые могли бы сориентировать наше томское иноческое братство в верном следовании этому Преданию.
В разное время мне довелось беседовать с игуменом Ватопеда архимандритом Ефремом и тезоименитым ему герондой Андреевского скита. Оба отца Ефрема являются духовными «внуками» знаменитого афонского подвижника Иосифа Исихаста, будучи воспитанниками его учеников. С отцом Елисеем, игуменом монастыря Симонопетра, я не только беседовал, но и служил Божественную Литургию. Было немало встреч и с другими святогорцами, в том числе и с русскими. Это общение было чрезвычайно полезно для меня: в значительной мере оно подтвердило мое собственное видение путей духовного созидания вверенной мне обители, в чем-то его скорректировало, точнее расставив акценты. Этот опыт нашел отражение и в обустройстве жизни Томского Богородице-Алексиевского монастыря.
Особенно запомнилось знакомство в 2004 году с насельником Симонопетры иеромонахом Афанасием, составителем греческой службы моему небесному покровителю прп. Силуану Афонскому. Прожив несколько десятилетий на Афоне, он был очевидцем жизни многих ныне широко известных в православном мире подвижников Святой Горы. Среди прочего он поведал и несколько малоизвестных, но глубоко назидательных историй из жизни архимандрита Софрония (Сахарова), ученика старца Силуана и духовника пяти греческих монастырей в годы второй мировой войны.
Во время последней поездки большим утешением было общение с предстоятелем сербского монастыря Хиландар о.Мефодием, старцами Ксенофонта и Ватопеда иеромонахами Моисеем и Герасимом, отцами келии Буразери.
Богослужения в Афонских монастырях отличаются от тех, к которым привыкли мы в наших русских храмах и монастырях. Как Вы думаете, чему можно поучиться в благочестии и образе молитвы у насельников афонских обителей современным русским монахам и прихожанам?
Молитва вообще и, в частности, молитва храмовая, то есть богослужение, является центром всей жизни афонских иноков: ей отдаются лучшее время и силы, вокруг нее строится повседневная жизнь. В молитве святогорцы черпают вдохновение на жизнь подвижническую, всецело отданную Богу. И это – первый, самый главный, урок для нас.
Господь говорит о могущественной силе молитвы, и особенно о силе молитвы соборной, богослужебной: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». Твердо веря в истинность этого обетования, насельники Святой Горы не жалеют времени для Бога и в простоте сердца следуют Его завету: ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится вам.
Богослужение в афонских обителях продолжительное, совершаемое в полном соответствии с церковным Уставом. Ежедневно оно занимает в общем до 8 часов суточного времени. Таким образом, богослужение и келейная молитва уже своим количеством прививают навык постоянного предстояния умом и сердцем Богу, то есть утверждают в человеке никогда не пресекающуюся память о Боге. А это, в свою очередь, очищает и освящает внутреннего человека и преображает всю жизнь.
Не удивительно при таком отношении к молитве, что и внешне богослужение совершается с особым благоговением. Особой чинностью и благолепием отличаются службы главных церковных праздников, когда задействуются все средства византийского богослужения: музыкальные молитвенные возгласы духовенства, антифонное пение с двух противоположных клиросов поочередно, каждение наряду с обычными и особыми ручными кадилами, кацеями, издающими рассыпчатый звон в такт пению, наконец, горящие (электрический свет при богослужении на Афоне не используется) и раскачивающиеся паникадила. Все это происходит под сводами древних храмов посреди не менее древних икон и настенных росписей, с которых на нас смотрят Христос, Его Пречистая Матерь, лики бесплотных Сил, сонмы святых, словно участвующих в богослужении вместе с нами. В восприятии молящегося стирается граница времени, и богослужебное пространство наполняется Вечностью, становится Небом на земле. Любовь к богослужению и храму – то, чему тоже можно поучится у монахов Святой Горы.
Как Вы думаете, что принесет паломничество на Афон человеку, задумывающемуся туда поехать? Как подготовиться к поездке в духовном плане и в организационных вопросах?
Побывать на Афоне очень полезно любому человеку. Верующий получит укрепление в вере и утешение для души, неверующий – повод для серьезных раздумий о вере, ищущий обретет в большей или меньшей степени живой опыт богообщения. Причем, хотя доступ на Святую Гору открыт только для мужчин, пользу получат и близкие им женщины: жены, сестры, дочери. Как луна отраженным солнечным светом освещает землю во мраке ночи, так и паломники, возвращаясь в мир, несут в себе свет Святой Горы, становясь для своего окружения на какое-то время свидетелями Евангелия, осуществляемого в жизни.
С внешней стороны немаловажным фактором является знание если уж не новогреческого, то хотя бы английского языка в школьном объеме, чтобы быть понятым в повседневных житейских нуждах. Необходимо заранее позаботиться не только о визе в Грецию, но и об особом разрешении на посещение Афона, которое выдается монашескими властями Святой Горы непосредственно или по ходатайству одного из расположенных на ней монастырей. При получении такого разрешения паломнику выдается особый документ – диамонитирион, который обычно просят предъявить при посещении афонских обителей. В монастырях богомольцам бесплатно предоставляют кров и пищу. Деньги нужны для оплаты транспортных расходов при перемещениях по Святой Горе. Впрочем, можно сэкономить, если передвигаться пешком. Причем пешие переходы помогают лучше почувствовать это удивительное место.
В духовном же плане важно помнить, что Афон не простая земля, а святая – земной удел Богоматери. А все божественное открывается только смирению. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать!» С таким, смиренным, устроением и следует отправляться в паломничество на Святую Гору.
ВЛАДЫКА СИЛУАН: «Афон освящается благословением Пресвятой Богородицы»// «Томские епархиальные ведомости», 2015г, №7 (187).