Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Преображение Христа произошло в ограниченной человеческой плоти. Тем самым Господь не только показал Свою божественную славу, но и ту славу, которую Он пожелал даровать человеку. Тот Свет, который видели апостолы на горе Фаворской, должен воссиять и в наших сердцах, в сердцах верующих во Христа, любящих Его и силой своей любви исполняющих Его заповеди.
В этом событии важно и то, что преображение происходит во время молитвы. Для чего взошел Господь на гору? – «Помолиться», как говорит евангелист Лука. Мы видим, сколь велико значение молитвы и как велика ее сила, способная преображать нашего внутреннего человека, просвещая ум и сердце, приводя нас к ведению Бога. Молитва ставит нас лицом к лицу с Богом.
Однако не всякая молитва может принести духовный плод. Ведь молятся еретики и раскольники, но их молитва не делает их ближе к Богу, поскольку сила молитвы не в словах, а в Том, к Кому она обращена, то есть в Господе. Значит, только на твердом основании правой веры молитва может принести благой и обильный плод. Если же этого основания нет, тогда мы пытаемся созидать здание нашей духовной жизни на зыбком песке своего собственного мудрования, чуждого православной веры. И тогда молитва не принесет нам доброго плода, не станет для нас источником живительной благодати. Бывает, что и люди, считающие себя православными, придерживаются ложных воззрений на молитву и духовную жизнь. Это происходит потому, что они не соизмеряют свою жизнь, свои мысли, убеждения со словом Божиим, не принимают безоговорочно того, что написано в Св. Писании и не стараются исполнить это на деле. Итак, сила молитва в том Имени, Которое мы призываем в молитве, в имени Божием. Это то Имя, о Котором древний пророк сказал: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен» (Притч 18:11).
Но есть и другая сторона молитвы – человеческая, которая зависит от нас с вами. Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:45). Он пребывает во всем мире, но войдет ли он в наше сердце, зависит от нас. Для этого молитва должна быть исполнена глубокого смирения, к которому ведет искреннее, нелицемерное покаяние. Ибо о смирении говорится в св. Писании: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр 5:5; Иак 4:6). Не сказано, что Господь дает благодать молящимся, а сказано, что дает – смиренным. А о тех, кто молится без смирения, Христос говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21). Так вот, славословие Бога, проявляющееся в исполнении Его воли, возможно только на основе смирения.
Смирение означает всецелое послушание Богу, преданность Его святой воле. Но для того чтобы в нас созидался дух смирения, мы должны правильно совершать молитву. Святые Отцы указывают, что чрезвычайно важно молиться со вниманием. Если мы молимся только языком, а наш ум в это время рассеивается, то навряд ли такую молитву услышит Господь, поскольку мы и сами себя не слышим. Значит, мы должны прилагать усилия к тому, чтобы хранить внимание к словам молитвы, чтобы наша молитва совершалась с предельным вниманием и трезвением.
Апостол Павел призывает нас молиться также с терпением: «в молитве терпите, бодрствующе в ней» (Кол 4:2). Бог слышит наши молитвы и может исполнить наши прошения сразу, но не всегда спешит это делать, чтобы мы приобрели усердие, навык к молитве, чтобы мы полюбили молитву, явили свое произволение, засвидетельствовали, что нам действительно нужен Господь, что мы его алчем и жаждем, поэтому готовы молиться всю свою жизнь до конца, не щадя своих сил. Это и означает «терпение в молитве».
Если Господь сразу не исполняет наши прошения в молитве, это не означает, что нужно оставлять молитву. Преподобный Иоанн Лествичник, великий учитель молитвы, говорит, что даже тогда, когда ты не получил просимое в молитве, не унывай, потому что сама молитва есть уже плод . Ибо то, что мы в течение долгого времени умом и сердцем пребываем в Боге (а это и означает молиться), есть «ангельское дело и великий дар». И именно в этом заключается исполнение заповеди о любви к Богу – возлюбить Его всем умом и всем сердцем. Молитва является исполнением этой заповеди. Значит, когда мы молимся, мы уже имеем плод. И никакие земные дары, о которых мы просим, не могут сравниться с тем состоянием, когда мы пребываем умом и сердцем в Боге.
Учение о молитве очень простое, потому что и Бог прост. Но эта простота имеет бездонную глубину, которая постигается только тогда, когда мы стремимся жить в этой глубине, когда наша духовная жизнь протекает не на поверхности внешних обычаев, а в глубине сердца. Тогда молитва, которая совершается в глубине сердца, преображает нас, постепенно просвещая нас тем благодатным светом, который явил Господь на горе Фавор.
Аминь
Свято-Никольский женский монастырь с. Могочино
19.09.2013