Сегодня мы слышали с вами чтение из послания к Коринфянам апостола Павла, где святой апостол язычников рассуждает о значении креста в евангельской проповеди. «Иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы, – говорит апостол, – проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1:22-23). Для них крест является либо соблазном, либо безумием. Под именем «эллинов» и «иудеев» подразумевается все человечество, которому свойственно два вида отношения к Богу.
Одни хотят от Господа всемогущества, чтобы исполнял каждое их желание, являл Свою силу, непрестанно совершая чудеса, и тем подкрепляя их веру. Другие желают видеть в христианстве высокую философию, разработанную систему идей, способную дать ответы на все вопросы жизни. Конечно, в Боге все это есть – и могущество, и мудрость.
Но могущество и мудрость Божии превосходят меру человеческого понимания. Так, Господь Свою силу и могущество являет через смирение и кротость. Это не укладывается у многих в голове. Люди привыкли отстаивать себя перед окружающим миром, утверждать себя в гордыни и тщеславии, в превозношении и реализации своих амбиций, в желании настоять на своем. Думают, что только в этом сила, только так можно сохранить свое «лицо», свое достоинство. А Бог, пришедший во плоти, идет совершенно другим путем: Он смиряется даже до смерти и смерти крестной. Конечно, это безумие и соблазн для людей, не имеющих веры, а, значит, и духовного разума, поскольку жизнь Бога на земле можно воспринимать только духовным разумом, а для разума плотского она безумие. Поэтому и не приняли иудеи Того, Кто пришел спасти их от власти греха и смерти, ибо искали совсем иного, чем то, что принес в этот мир Господь. Не поняли они силу евангельской проповеди, силу Креста.
Вот и мы с вами, братья и сестры, должны в нашей жизни, следуя за Господом, идти путем крестоношения. Этот путь, прежде всего, означает самоотвержение. Но чего отвергаться должны мы в нашей жизни, чтобы иметь силу, способность и разум следовать за нашим божественным Учителем? Должны ли мы отвергаться нашей природы, данной Богом? Нет. Все то, что Богом вложено в наше естество: наши чувства, наш разум и наша воля — все это добро, и этого Господь не призывает отвергаться. Но все наше внутреннее достояние подверглось искажению. Чувства опутаны страстями, ум омрачен грехом, воля ослаблена действием похоти. От всего того, что искажает в нас образ Божий, мы должны отрекаться. Но поскольку грех глубоко вошел в наше естество, опутал все наши естественные способности, то вырвать его можно только с усилием. И, когда мы вырываем грех из своего естества, то, конечно, чувствуем боль, потому что он как бы сросся с нашей, вложенной Богом, природой.
Готовность пострадать ради Господа – это тоже самоотречение. Это тоже путь Креста. Когда мы принуждаем себя к исполнению заповедей, вопреки своим страстным желаниям и стремлениям, вопреки окружающему мнению, которое чаще побуждает нас ко греху, чем к добродетели, — это все приносит страдание душе. Но это страдание животворящее. Это страдание подобно страданию женщины, носящей в утробе младенца. Ее страдание завершается радостью, потому что рождается в мир новый человек. Так и страдание о Господе – страдание нашего сердца — завершается радостью освобождения от власти дьявола, от греха и тления. Эта радость проявляется в том мире, который обретает наша душа через послушание Богу. И все это сосредоточено в идее Креста.
И Церковь предлагает нам для поклонения Животворящее древо Креста Господня, тем самым научая следовать за Господом тем путем, на который Он указал нам Своим собственным примером. Последуем же за Господом мужественно, самоотверженно, не будем себя жалеть для Неба и для спасения. И тогда обязательно обретем Царствие небесное и блаженство будущего века.
Аминь.
Праздник Воздвижения Креста Господня
г. Колпашево, 2013