Церковное предание свидетельствует об этом древнем событии, что оно произошло, когда Пресвятой Деве Марии исполнилось три года от роду. Ее родители дожили до глубокой старости, не имея детей. Но иметь ребенка было их заветным желанием, и они напролет дни и ночи на протяжении многих лет возносили молитвы к Богу о даровании им дитя.
Действительно, в то время, когда ветхозаветный Израиль жил еще по закону Моисея, дети считались не только утешением родителей, но и особым им благословением – свидетельством об их богоугодной жизни. Поэтому скорбь Иоакима и Анны была сугубой: во-первых, они не имели утешения в своей старости; во-вторых, невольно являлись предметом поношений, поскольку в глазах окружающих казались людьми не богоугодными. Господь однако откладывал Свой дар праведным Иокиму и Анне до времени с особой целью, чтобы истощилась стихия плотской страсти, чтобы рождение Той, Которая должна была послужить делу спасения всего человеческого рода, было наиболее чистым, наиболее совершенным. И вот тогда, когда естественные силы оскудели в родителях Пресвятой Богородицы, им дарован был плод, уже не столько по естеству, а как дар Благодати. И, конечно, эти праведники, которые всю жизнь проводили с мыслью о Боге, с мыслью о том, как исполнить Его святую волю, первым делом вознесли благодарность Тому, от Кого получили этот дар. Не было у них ни ропота, ни воздыхания: почему только в глубокой старости было дано им дитя? Но из чувства благодарности они принесли обет Богу, что посвятят свое дитя Ему.
И вот пришло время исполнить этот обет, и родители Пресвятой Девы привели Ее в храм. Торжественным было событие введения Пресвятой Богородицы во храм. Храм был великим святилищем для всего ветхозаветного Израиля. Он был устроен по велению Божьему. Даже его устройство не было делом человеческого изобретения, но Сам Господь определил, что и как должно было находиться в этом святилище.
Храм был разделен на три части. Весь израильский народ мог присутствовать при богослужении во дворе храма. Во Святое храма входили только священнослужители, только те, кто принадлежал к ветхозаветному священству, то есть к потомкам Аарона, родного брата Моисея. А во Святое Святых – самое сокровенное, самое таинственное место храма – мог входить лишь один первосвященник, да и то только один раз в год, для того чтобы окропить Ковчег Завета жертвенной кровью, чтобы воскурить фимиам Богу.
И вот по особому промышлению Господа Дева Мария, Которая никак не могла согласно закону Моисееву войти во Святая Святых, тем не менее, как свидетельствует церковное Предание, входит в это святилище. Конечно, это удивительно и непостижимо. Но ведь удивительно и непостижимо было служение, Которое Она должна была принести Богу. Как служение было уникальным, так и дар Божий Ей был уникален.
Пресвятая Дева провела в храме девять лет, до тех пор, пока не была обручена праведному Иосифу. И все это время она возрастала в храме не только телесно, но, прежде всего, духовно: Она питала свою душу молитвою, изучением Священного Писания и постоянными размышлениями о Боге. Это было необходимо, чтобы стать способной к тому великому служению, которое Ей предстояло совершить. Ведь Ей предстояло стать Матерью Самого Бога, лестницей, Которая должна была соединить Небо и землю.
И здесь мы видим великое значение храма в жизни человека. Это самое лучшее место на земле, в котором человек учится жить для Неба. Он научается небесной жизни: жизни по небесным, духовным законам, то есть по заповедям Божиим. Здесь, в храме, человек учится быть ангелом, научается равноангельной жизни, поскольку всех нас Господь призывает к равноангельному существованию во Царствии Своем. «Там не женятся и не посягают, — говорит Господь, — но пребывают, как ангелы» (Мф 22:30). И начало этого ангельского жития есть храм, церковное богослужение. Неслучайно святитель Герман Константинопольский называет храм Небом на земле.
Нас окружают образы этого горнего, небесного мира – святые иконы. На них мы видим Господа, Пресвятую Богородицу, бесплотные силы, святых апостолов, мучеников, преподобных. Иконы не только напоминают об этих святых, но и свидетельствуют об их пребывании здесь, с нами, среди нас. Просто своим телесным зрением мы не можем этого увидеть, и поэтому иконы являют нашим телесным глазам то, что происходит в храме духовно. И Священное Писание, и церковная история свидетельствуют о великой славе, которой Господь наделяет святые храмы, в которых Он пребывает Сам.
После освящения скинии, устроенной Моисеем, слава Господня сошла на скинию, вошла в нее, так что никакой человек не мог туда войти. Так страшно было явление Бога в этом ветхозаветном храме. Подобное повторилось вновь, когда уже из камней устроил свой храм Соломон. В Новом Завете Господь наш Иисус Христос очень часто именно в храме проповедовал о Небесном Царстве. Всякий раз, когда Он приходил в Иерусалим первым делом устремлялся в рукотворный храм.
В христианской истории мы знаем множество свидетельств того, как святые являлись в храме. В храме явилась Пресвятая Богородица во время всенощного бдения, распростерла свой покров и долго стояла так, покрывая им всех молящихся. Это видели не все, а только те, кто был способен к этому удивительному зрелищу: святой блаженный Андрей и его ученик Епифаний. В храме во время Божественной Литургии один из иноков видел, как преподобному Сергию Радонежскому сослужил ангел. А один священник, о котором повествуется в древней духовной книге – «Луге духовном» – никогда не начинал Литургии, пока не видел Духа Святого, сходящего на Престол. Вот какие удивительные таинства происходят здесь, в стенах храма. И не важно, что эти стены очень скромные, даже убогие; важно, что здесь совершается богослужение, что мы здесь, собравшись все вместе, возносим едиными устами и единым сердцем Богу молитвы, чтим Пресвятую Богородицу, чтим Угодников Божиих. И, по слову Господа, над нами совершается великое чудо: «Где двое или трое соберутся во Имя Моя, там и Я посреди них» (см. Мф. 18:20).
Ныне Господь среди нас! Пусть же Господь Своей благодатью укрепляет нас: чтобы, приходя в этот рукотворный храм, мы сами становились храмами нерукотворными, следуя в этом примеру Пресвятой Богородицы; чтобы исполнялись благодатью Святого Духа, которая совершенно преображает человека и самого человека — перстного, земного, ограниченного — делает небом на земле
Аминь.
г. Колпашево
04.12.2013г.