Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы полагает начало подготовке к встрече другого праздника – Рождества Христова. И действительно, служение Божьей Матери имеет значение только в связи с пришествием в мир Бога. Мы чтим Божию Матерь не потому, что Она была исключительным человеком: святым, праведным, чистым, хотя и это уже достойно почитания; но, в первую очередь, мы чтим Ее потому, что Она стала Матерью Бога-Слова, потому что через Ее утробу в этот мир вошел Спаситель, и без Ее согласия этого бы не произошло, потому что Бог ничего не делает без воли самого человека. Заботясь о спасении человека, Господь осуществляет его в той мере, в которой сам человек этого хочет, насколько глубока и полна жажда сердца нашего пребывать с Богом во веки веков.
Каким же образом мы должны готовиться к тому, чтобы праздник Рождества Христова не остался для нас лишь внешним торжеством, но чтобы повлиял на наше сердце? Для этого Церковь установила пост. И сейчас как раз и проходят дни Рождественского поста.
Внешним образом пост представляет собой воздержание от определенного рода пищи: не полагается во время поста вкушать пищи скоромной, хотя и это установление не является таковым, чтобы вне зависимости от человеческого устроения, состояния его здоровья быть неким непреложным бременем.
В Ветхом завете полагалось в субботу пребывать в покое, но ученики Господа в субботу срывали колосья, а Сам Господь в субботу исцелял недужных, подвергаясь при этом укоризнам со стороны фарисеев и книжников, которые видели в таких добрых делах нарушение закона, поскольку относились к его соблюдению формально, внешне. Господь же раскрыл подлинное значение закона, когда сказал им, что можно в субботу творить добро (Мф 12:12), потому что «не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк 2:27). Вот и пост является своего рода субботой. Если мы правильно к нему относимся, то пост может принести нам пользу, а если не правильно, то пользы не будет: мы останемся без плода. А плодом поста является не то, чтобы сбросить несколько килограмм, а то, чтобы освободиться от тирании греха. Но поскольку вместилищем греха, как и добродетели, является не тело наше, а сердце, то одно телесное воздержание не может очистить нашего сердца. Оно является лишь некой основой, фундаментом, как бы точкой отсчета самой главной – духовной – работы.
Более действенным, нежели воздержание от пищи, средством к очищению сердца является молитва, которую святые отцы именуют беседой человеческой души с Богом. Молитва – это общение наше с Богом. А общение – это начало единства с Богом. Кто един с Богом, в том пребывает Господь, Его благодать. И эта благодать врачует нас от духовного недуга, то есть от наших грехов. Поэтому без усердной молитвы невозможно получить духовной свободы. Но для того чтобы наша молитва была усердной, нам надо себя понуждать. «Царство Божие силой берется и употребляющий усилия приобретает его», — говорит Господь (Мф 11:12). Поэтому время поста – это время особой, усиленной, напряженной духовной работы. Если вся духовная жизнь рассматривается святыми отцами как духовная война, а мы в ней воины, то время поста – это генеральное сражение, когда мы не должны щадить себя, а, правильней сказать, своих страстей, своего грехолюбивого сердца. Лучше пожалеть свою бессмертную душу и позаботиться о том, чтобы облегчить ей путь в Царствие Небесное, чтобы отринуть оковы и узы греховных страстей. Поэтому в эти дни следует чаще ходить в храм. И дома приложить к своему обычному молитвенному правилу еще хотя бы что-нибудь, хотя бы немного.
Но одними человеческими усилиями, даже при соблюдении поста и совершении молитв, мы не можем от земли взойти на Небо: туда восходят только благодатью Божией. Поэтому и посты наши и молитвы должны приуготовлять нас к встрече с Богом, которая происходит в таинствах святой Церкви, и, прежде всего, в Таинстве Тела и Крови Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Нужно во время поста чаще приступать к Чаше. Хорошо каждый воскресный день это делать, разумеется, должным образом приготовившись, испытав свою совесть, принеся покаяние на исповеди. И так, в смирении духа и сокрушении сердца, приступить к Чаше. Господь сердце сокрушенное и смиренное не уничижит (Пс. 50:19). Поэтому, если мы хотим, чтобы Чаша жизни не стала для нас источником смерти по причине нашего греховного нерадения, должно со смирением и сокрушением приступать к причащению Святых Тела и Крови Христовых.
Пост, молитва и покаяние служат одной единственной цели – смирить наше сердце, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр 5:5). Вот главная цель поста, на которой мы должны сосредоточиться. А смирение – это такое устроение сердца, когда нам совершенно чуждым становится всякое превозношение над ближним, всякое осуждение ближних, ропот на Бога, на жизнь, на власть, на окружающих, на кого бы то ни было; всякое недовольство, зависть, раздражительность – все это чуждо смирению. Смирение считает себя хуже всех; как говорит преподобный Симеон новый Богослов, – даже хуже скотов. Причем, не только считает так в уме, но так чувствует и сердцем. И удивительным образом, когда человек приобретает такое, казалось бы, крайне самоуничиженное состояние, в его сердце поселяется благодатный мир, который усваивает нам подлинное человеческое достоинство. Достоинство человека в том, чтобы быть достойным Бога, по образу Которого он создан. Это означает исполнять заповеди Христовы: они и есть черты подлинного человеческого достоинства. Если мы заповеди не храним, значит, мы на высоте человеческого призвания не находимся, но пребываем в противоестественном состоянии, которое гораздо ближе животным, нежели человеку, каким он замыслен Богом. Постараемся же быть людьми в подлинном смысле этого слова, исполнив наше призвание, а призвание наше великое и святое – быть совершенными, как Отец наш Небесный (Мф 5:48).
Пусть же Господь в дни этого рождественского поста укрепит нас Своей благодатью, для того чтобы пост принес нам духовную пользу.
Аминь.