Епископ Силуан: «Мы должны своим крестоношением, подражая Спасителю, выражать любовь к Богу и ближним»

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В третье воскресенье Великого поста износится на середину храма для нашего поклонения Честное древо Животворящего Креста Господня. Это совершается для того, чтобы мы, пройдя почти половину великопостного поприща, укрепились в ожидании радостной встречи с воскресшим Христом.

Человек немощен, силы наши ограничены, поэтому, чтобы мы не ослабели, не впали в уныние, Церковь укрепляет нас как телесным, так и духовным созерцанием того Древа, на Котором совершилась победа над смертью, над дьяволом, над всяким злом. Вместе с тем Церковь учит нас, что и мы на пути духовного восхождения в Царство Небесное должны подражать нашему божественному Учителю Иисусу Христу. Сам Господь наш, обращаясь к Своим ученикам, говорит: «Кто хочет быть Моим учеником, да отвергнется себя и возьмет свой крест и по Мне идет» (Лк. 14:27). Значит крестоношение является необходимым условием того, чтобы быть учеником Христовым. Разве можно быть христианином, не будучи учеником Христовым?! Разве можно прийти в Царство Господа, не следуя за Господом тем путем, по которому Он нас ведет?! Значит, нет туда иного пути, кроме пути креста. Невозможно обрести жизнь вечную и освободиться от смерти вечной, минуя крест. Что же означает крест для нас с вами?

На Кресте Бог явил Свою совершенную любовь человеческому роду. Значит, и мы, подражая Спасителю, должны своим крестоношением выражать нашу любовь к Богу и ближним по заповеди Спасителя. Поэтому Крест есть выражение совершенной, богоподобной, Христовой любви. В этом его смысл, в этом его спасительное значение. Но любовь это не спонтанное, не стихийное чувство. Любовь – это подвиг. И об этом подвиге говорит нам апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит; никогда не перестает!» (1 Кор. 13:4-8). Значит, для того, чтобы исполнить самую главную заповедь, лежащую в основании нашей веры, являющуюся ее смыслом и целью, мы должны исполнять все то, о чем говорит апостол Павел, и в этом заключается наше крестоношение.
Крест — в терпении; когда мы не ропщем ни на ближних, ни на дальних, ни на окружающих нас простых людей, ни на вышестоящие власти, начальство. Не ропщем на Бога или на обстоятельства нашей жизни, но все принимаем с благодарностью. Для того чтобы не роптать, нужно благодарить. Кто не имеет в своем сердце благодарности, тот не сможет удержаться от ропота и недовольства, а без благодарности невозможно явить долготерпение, лежащее в основе любви.

Крест — в смирении; когда мы не превозносимся друг над другом, не желаем оставить последнее слово за собой, но готовы внимательно выслушать другого человека, попробовать встать на его место, понять его, пусть ограниченную, но правду, оправдать его вместо того, чтобы его осуждать. И это помогает нам смиряться перед ближним.
Крест — в покаянии; когда мы считаем себя недостойными никаких благ, никаких наград, а достойными осуждения и погибели, и только потому сохраняемся от этого зла, что Господь велик в Своем милосердии и являет его таким, как мы, грешникам. Истинное смирение заключается в том, по слову святых отцов, чтобы считать себя хуже всех. Кто так считает себя от всего сердца, тот не будет никого осуждать. У него даже мысли осуждения не возникнет, которая совершенно противоестественна для такого человека, имеющим смиренным само сердце.

Итак, когда мы стараемся исполнять всякую заповедь Господа, мы несем свой крест. Но крест Господа – это Его иго, Его бремя, о котором Спаситель говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Если мы должным образом, с глубокой духовной решимостью несем по жизни свой крест, то мы начинаем любить его, потому что видим для себя великую пользу в этом следовании путем Христовым. На этом пути мы познаем себя, мы познаем окружающий мир, но самое главное – мы познаем Бога. И, познавая Бога, мы вступаем с Ним в единение, а, вступая с Ним в единение, мы приобщаемся божеского естества (2Петр 1:4), становимся богоподобными, становимся из врагов Бога чадами Божьими. И это совершенно преображает нашу жизнь. Из нее уходит все скорбное; хотя бы вокруг нас были одни скорби, но в сердце нашем поселяется радость, мир, любовь, полнота жизни. Вот к чему ведет нас крест. На кресте умирают страсти, но оживает человеческий дух, на кресте гибнут срамные, греховные, бесовские помыслы, но очищается наш ум, на кресте престает преслушание и своеволие, но восстает послушание Богу даже до смерти. Исцеляется, таким образом, наша воля, а это значит, что на кресте весь человек, внутренний и внешний, освобождается от смерти и власти дьявола, и обретает подлинную духовную свободу в Боге.

Пусть это духовное созерцание значения Креста укрепляет нас и в дни Великого поста, и в течение всей нашей жизни. Если мы бываем боримы помыслами или страстями, осеним себя с верою крестным знаменем, вспомним о Господе, Который прежде нас взошел на Крест и показал Собой пример для подражания, обратимся к Нему со смиренной молитвой. И тогда все скорби, все наши враги рассеются, как дым. Кто против нас, если Бог с нами, Который силой Честнаго и Животворящего Креста освобождает нас от смерти и дарует жизнь вечную. Аминь

Комментарии закрыты.