5 ноября епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан совершил Божественную Литургию по чину святого апостола Иакова в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. Это богослужение совершается только раз в году – в день памяти святого.
Его Преосвященству сослужили клирики Томской и Колпашевской епархий. За богослужением молились студенты духовной школы и прихожане Томских храмов.
В своей проповеди епископ Силуан обратил внимание собравшихся на особых ход литургии по чина апостола Иакова, который погружает молящихся в атмосферу первохристианской простоты и апостольской древности. В то же время владыка отметил, что как и в литургии апостола Иакова, так и в литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого самое главное — это таинство Евхаристии, средоточие богослужения и духовной жизни каждого христианина. Также владыка Силуан призвал молящихся «благодарить Бога за то радостное, что встречается в нашей жизни, а за скорбное не роптать», заметив, что «Если таким духовным образом смотреть на свою жизнь, то каждый день станет ступенью восхождения в царство Бога и Отца и каждый день мы будем чувствовать благую десницу Небесного Отца, который более всего хочет дать нам Самого Себя».
Чинопоследование литургии апостола Иакова берет свое начало в иерусалимской христианской первообщине, первым епископом которой был апостол Иаков. В первые века христианства, до IX-го века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай, но в последствии сохранилась только в Иерусалимской церкви и на острове Закинф в Греции.
Это богослужение несколько отличается от чинопоследований более поздних византийских литургий Василия Великого и Иоанна Златоустого. Например, обращение диакона при произнесении ектений не к алтарю, а к молящимся; чтение Священного Писания совершается в центре храма.
Особенным для данной литургии также является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми (такой порядок был характерен и для литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века). В России до XX века эту литургию почти не знали.
В 1970 году служение этой литургии, благодаря усердию митрополита Никодима (Ротова), было возобновлено в Санкт-Петербургских духовных школах и сейчас совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви. Её строгий, аскетический характер и глубина молитвословий возводят нас ко временам первых мучеников и апостольских преемников и сообщают особый молитвенный настрой.
Источник: сайт «Православие в Томске».