Епископ Силуан: «Пресвятая Богородица являет нам эталон совершенства в любви»

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем чествование Той, Которая послужила делу спасения всего человеческого рода, а, значит, и каждого из нас. Но вместе с тем, что Она явилась лестницей, по которой Божественное Слово сошло на землю, для того чтобы оживотворить этот мир, чтобы сообщить ему способность к преображению и к воскресению, Господь предлагает нам Свою Пречистую Матерь также и как образец духовной жизни, и в этом заключается великая Божия Премудрость.

Ибо кто-нибудь может допустить в собственном сердце дерзкую и неразумную мысль относительно того дела, которое совершил Сам Спаситель на земле. «Легко Ему было, ‒ подумает такой человек, ‒ ведь Он, хотя и жил на земле во плоти, но был Богом, а мы ‒ персть от земли, немощные, имея тяготеющий над собой закон греха, не в состоянии подражать нашему божественному Учителю. Поэтому Его пример для нас слишком высок». Не понимают такие люди, что, увлекаясь подобной мыслью, они ниспровергают Евангелие, и все те заповеди, которые дает нам Господь для того, чтобы мы были совершенными по образу совершенства Самого Бога-Отца. И, чтобы отнять у нас всякую возможность самооправдания, Господь наряду с Самим Собою дает нам еще один образец, причем в качестве эталона совершенства Он избирает такое существо, о каковом святой апостол Павел говорит как о немощнейшем сосуде. В немощнейшем сосуде явилось богоподобное совершенство. Оно явилось даже не в мужчине, а в жене, Пресвятой Деве. И таким образом низвергнуто всякое самооправдание, всякая возможность оправдать свою леность и нерадение в следовании путем Христовых заповедей.

Итак, в чем же является для нас Пресвятая Дева эталоном совершенства? Конечно же, в том, что собой совершенство и составляет, а, по слову апостола Павла, совокупностью совершенства является любовь. Любовь является и главной Христовой заповедью, в которой заключается весь закон, все божественное учение. Всю Библию, всё божественное Откровение можно было бы свести к одной единственной заповеди о любви к Богу и ближнему, если бы мы были способны вместить глубину этой заповеди сразу! Все Священное Писание на многих сотнях своих страниц раскрывает и поясняет нам эту главную заповедь.

Что же такое любовь? Это таинство будущего века. Это жизнь вечная. Это Царствие Божие, пришедшее в силе. Без нее, по слову апостола Павла, все остальное не имеет никакого значения и ничего не дает человеку ‒ ни знание земных и небесных предметов, ни вера, которая может двигать горами, ни милостыня, ни даже мученический подвиг. Все это осмысливается только в свете стремления к главной цели – к любви.
Нет, наверное, слова на земле, которое употреблялось бы так часто. Но нет и вещи под небом, которая была бы так трудно достижима, особенно для современного человека. И чем больше о любви говорят, тем меньше о ней знают, называя ею часто то, что ею совершенно не является, а порой является полным ее антиподом. Любовь, учит нас Слово Божие, долготерпит, милосердствует, не завидует, не раздражается, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется о неправде, а сорадуется истине, все покрывает, все переносит, всему верит, всего надеется (1Кор. 13:4-7).

Кто же может вместить это, спросит человек? Это ‒ совершенная, небесная, любовь, а нам хотя бы иметь земную любовь, земное счастье. И таким образом противопоставляют некую любовь земную и любовь Божию, не понимая, что нет земной и небесной любви, а есть любовь и то, что ей противоположно. Любовь либо есть, либо ее нет. И доказательством этого служит то, что каждый из нас хочет именно совершенной любви по отношению к самому себе. Каждый из нас хочет, чтобы тот, от кого мы ждем такой любви, терпел бы наши недостатки безгранично, снисходил бы к нашей немощи, покрывая ее любовью, не превозносился перед нами, а уважал бы нас, не столько искал бы от нас чего-то для себя, сколько бы послужил нашим нуждам, миловал бы нас, жалел, а это все то, о чем и говорит апостол Павел. Но, ища этого у других, мы так редко готовы сами дать это другим, и тем самым обманываем себя самих и лишаем себя этого великого сокровища.

Нам кажется, что любовь – это отношения между людьми, но это не главное. Любовь – это особое духовное состояние, которое от других людей вовсе не зависит. Любовь, как солнце, которое согревает и сохраняет всю солнечную систему. Но, если бы не было этой системы, не было бы планет, которые вращаются вокруг солнца, солнце светить бы не перестало, не перестало бы оно испускать свет и тепло. Так и любовь – это солнце души, и если она есть в нашем сердце, тогда в его лучах, в лучах этого духовного солнца согревается всякий человек, с которым мы вступаем в общение. А если нет внутри нас этого духовного состояния, то и отношения не помогут, и чужая любовь не будет в радость, если мы не способны на нее ответить.
Стяжать любовь – это великий труд, который требует от нас самоотвержения. Главный враг любви – это само-любие: чем больше мы любим себя, тем меньше способны любить других. И, напротив, чем жертвеннее, самоотверженней наша любовь, тем она полней. Любовь требует от человека полной самоотдачи, но и приносит ему великое сокровище. Преподобный Силуан Афонский говорит о любви следующее: «Чем больше любовь, тем больше страданий душе, чем полнее любовь, тем полнее познание, чем горячее любовь, тем пламеннее молитва, чем совершеннее любовь, тем святее жизнь».

Итак, Пресвятая Богородица являет нам эталон совершенства в любви. Любовь Ее к божественному Сыну была безмерна, но в этой любви Она черпала силы и для любви к ближним. Что же явилось средством приобретения этого духовного сокровища? То, о чем свидетельствует Слово Божие, как о некоем главном качестве Пресвятой Богородицы, главной Ее добродетели. Таким средством было Ее величайшее смирение. Когда ангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве небывалую весть о том, что Она, будучи Девой, станет матерью, Матерью Бога, это была новость неслыханная и непостижимая, способная повергнуть в ужас немощного, ограниченного человека, но Пресвятая Богородица ответила словами смирения: «Се, Раба Господня, буди мне по глаголу твоему» (Лк. 1:38). И, когда Она давала свой ответ, то до конца понимала, чего это от Нее потребует. Она предвидела то, о чем скажет чуть позже святой Симеон Богоприимец: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). Она не в неведении делала свой духовный выбор; в своей добродетели и чистоте она была мудра. И тем не менее, Она смирилась перед волей Божией и с благодарностью приняла Божие благословение, посвятив всю свою жизнь делу спасения рода человеческого.

Так и мы вслед за Пресвятой Богородицей, если хотим, чтобы сердце наше согревалось любовью, чтобы любовь наполняла его полнотой жизни, чтобы мы чувствовали блаженство уже здесь на земле и наследовали его в будущем веке, должны смирять себя день и ночь. И не только ум свой смирять, но полагать все силы, чтобы смирилось наше гордое и непокорное сердце, чтобы умолк в нем навсегда закон греха, который воюет против Бога. Пусть же Господь молитвами Пресвятой Богородицы помогает нам на этом духовном пути. Аминь.

Проповедь в праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Богородице-Алексеевский монастырь г. Томска, 04.11.2014г.

Комментарии закрыты.