Я хочу поздравить вас всех с Праздником Сретения Господня, который установлен в память события, произошедшего на сороковой день после рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа.
По закону Моисееву всякий первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу. Младенца приносили в храм и приносили за него выкуп, либо ягненка, либо птенца голубя. Вот и родители Богомладенца, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник, принесли Младенца Христа в храм и принесли за Него выкуп. Навстречу им вышел праведный старец Симеон, который принял на руки свои Христа. И, уразумев очами сердца в беспомощном Младенце Творца всей Вселенной, произнес молитвенную песнь: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по Слову Твоему, с миром, ибо увидели глаза мои спасение Твое, которое Ты приготовил для всех людей: Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32). Симеон Богоприимец пророчествовал о том, что Богомладенец будет Камнем, о который одни преткнутся, а другие, как на твердом основании, будут созидать здание своего спасения. Пророчествовал он и о грядущем испытании, которое постигнет Пресвятую Богородицу, когда Она, стоя при Кресте, на котором будет распят Ее возлюбленный Сын и Господь, будет претерпевать невероятные страдания, как будто оружие поразит ее в самое сердце.
Праздник называется «Сретением», что в переводе со славянского означает «Встреча». И встречается не только праведный Симеон и Господь, но встречается как бы Ветхий Завет с Новым. Вообще встреча человека с Богом – это событие исключительной значимости. Она никогда не остается бесследной для человеческого устроения, для духовной жизни. Пришел в мир Бог, встретился с ним род человеческий, и Ветхий Завет сменился Новым – всё изменилось: другие законы стали определять человеческое существование. Встретили Христа рыбаки и стали апостолами. Встретила Христа блудница и стала целомудренной провозвестницей Евангельской истины. Встретила Христа самарянка и стала пророчицей о пришедшем в мир Боге. Такое преображение происходит со всяким человеком, который встретил Бога.
Но как происходит эта встреча? Бог есть духовное Существо, поэтому напрасно ждать с Ним встречи телесным образом, таким, как мы встречаем друг друга: своих близких, своих знакомых, друзей, товарищей, коллег по работе. Встреча с Богом происходит не внешним, телесным образом, она происходит духовно, и место этой встречи – человеческое сердце. Именно в глубине нашего сердца, в нашей душе должны мы встретить Бога. Каковы же свойства этой встречи? что свидетельствует о том, что она произошла? То же самое, что свидетельствовало о встрече с Богом в тех случаях, о которых я уже говорил.
Встреча с Богом всегда означает глубокую духовную перемену. Был человек неверующим, а стал верующим. Был грешником, а стал каяться и исправляться. Был пьяницей, а стал трезвенником. Был блудником, а стал человеком целомудренным. Был жестокосердным, а стал великодушным и милосердным. Если мы не видим в себе духовной перемены, значит, и встреча с Богом в нашем сердце еще не произошла. А ведь именно она является целью нашей церковной жизни. Мы не просто должны встретить Бога в нашем сердце, сердце должно стать обителью Бога, жилищем для Него. Господь этого желает и в Евангелии говорит нам: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним (Откр. 3:20), и обитель у него сотворю (Ин. 14:23)». Господь стоит при дверях нашего сердца, и уже от нас зависит, войдет Он внутрь или так и останется вне нашей души, а душа наша останется пустой, лишенной Бога.
Поэтому мы должны приложить усилия, чтобы Господь вошел внутрь нашего сердца. И эти усилия не тяжкие, они вполне по нашим силам.
Когда происходит встреча с Богом? Когда мы вступаем в молитвенное общение с Ним. Молитва – это диалог. Если мы обращаемся к Богу от чистого сердца со вниманием и смирением, то Господь обязательно ответит на наше обращение. И Его ответом будет внутреннее, духовное в нас изменение.
Встреча с Богом происходит в Таинстве покаяния, когда мы на исповеди перед Богом, а не только перед священником, приносим исповедование своих грехов, искренне сокрушаемся о них и желаем освобождение от того закона греха, который оскверняет в нас образ Божий. Тогда Господь отвечает на наше покаяние, и Его ответ проявляется в том глубоком мире и спокойствии совести, который обретает всякий человек истинно и искренне кающийся. Если мы каемся не должным образом: утаиваем какие-то грехи, или, хотя и каемся в своих грехах, но осуждаем наших ближних за их недостатки, тогда мы не чувствуем этого духовно мира, потому что Бог не входит в сердце, омраченное злобой, лукавством, самооправданием.
Встреча с Богом происходит, конечно же, и в таинстве Евхаристии, когда мы приступаем к Чаше жизни, к Чаше Тела и Крови Христовых, но только в том случае, когда мы это делаем достойно. А когда мы достойно причащаемся? Когда сознаем всю безмерность своего недостоинства, своей нищеты духовной, и из этой нищеты алчем и жаждем Бога, Его спасения, Его чистоты. Тогда Господь, Который сказал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6), насыщает наше сердце Собою, входит в нас и становится для нас небесной Пищей, которая утоляет нашу жажду, которая совершенно умиряет наш дух и дает нам почувствовать веяние вечной жизни.
Есть и еще одна встреча, которая неминуемо состоится в жизни каждого из нас. Это встреча с Богом после нашей телесной кончины. После того, как человек умирает на земле телесно, душой он восходит в горние обители и поставляется пред Престолом Божиим. И видит Бога уже лицом к лицу. И эта встреча является решающей для вечной участи человека. Перед Престолом Небесного Судии обнажатся не только наши дела, но и чувства, и помышления. Предвкушением этой страшной встречи с Богом является голос нашей совести. И если мы не хотим посрамиться на суде Божием, то должны совесть свою слушать и поступать согласно ее велению. Если мы будет послушны голосу Божиему, звучащему в нашей совести, то Господь, конечно же, не посрамит нас и на Страшном Своем судилище. Будем же уготовлять себя к этой великой и страшной встрече с Богом и будем стараться, чтобы Господь всегда, неисходно пребывал в нашем сердце. Если уже здесь на земле сердце наше станет обителью Бога, то Бог не оставит нашего сердца и за гробом.
Пусть же Господь молитвами святого праведного Симеона вселит и в нашу душу ту жажду, с которой он многие годы ждал встречи с Богом. Пусть встреча с Богом для каждого из нас станет самым желанным, самым ценным, самым дорогим. И тогда само желание повлечет нас идти тем путем, который указал нам Господь в святом Евангелии, – путем заповедей Христовых, которые неминуемо всякого шествующего этим путем приводят к встрече с Богом и упокоению в небесных обителях. Аминь.
Проповедь в праздник Сретения Господня, с. Белый Яр, 15.02.2014г.