4 сентября Православная Церковь чтит память новомучеников Нарымского края

4 сентября совершается память новопрославленных святых пострадавших в Нарымском крае:  преподобномученик иеромонах Иларион (Цуриков); преподобномученик иеромонах Иоанн (Лаба) и священномученик Феодор (Смирнов), еп. Пензенский и Саранский.

Ниже предлагаем их жизнеописание:

Преподобномученик Иларион (в миру Родион Федорович) – родился 8 апреля 1856 года в селе Кривая поляна Острожского уезда (ныне Острогожского района) Воронежской губернии и происходил из крестьянской семьи. Семья была глубоко религиозной, обе сестры будущего преподобномученика стали монахинями, а сам он отправился на Афон в Свято-Пантелеимонов монастырь, где принял постриг с именем Иларион. В 1913 году отец Иларион был вывезен с Афона по делу имябожников, судим «Трибуналом военно-полевого суда и приговорен к смертной казни за Имя Божие, освобожден за недоказанностью».

Приехав в Москву, монах Иларион поступил в число братии московского Покровского монастыря. После 1924 года отец Иларион переехал на хутор Соленый, где проживал вместе с афонским монахом отцом Иоанном (Лаба), вместе с которым вскоре был арестован по обвинению в том, что «шли против советской власти и держались за старое». Последовал приговор: 3 года ссылки в Нарымский край. После освобождения из первой ссылки в октябре 1928 года, отец Иларион вместе с отцом Иоанном (Лаба) поселился недалеко от г. Фрунзе в горах на пасеке.

2 февраля 1929 года монахи были арестованы вторично, им было предъявлено то же обвинение, что и при первом аресте. Был оглашен приговор: 3 года ссылки в город Кзыл-Орда. После освобождения из второй ссылки отец Иларион поселился в г.Мирзояне, куда к нему позднее приехали его сестры монахини Магдалина и Гавриила. Туда же через некоторое время приехал из ссылки и отец Иоанн (Лаба). Иеромонахи регулярно совершали богослужения.

Иеромонахов Илариона и Иоанна до сего дня помнят и почитают православные в г. Таразе (бывший г. Мирзоян). Приведем одно из воспоминаний: «В г. Мирзояне в 1930-е годы было много ссыльных, не имевших крыши над головой, и мои родители Иоанн и Татиана, будучи глубоко религиозными людьми и желая угодить Богу, принимали их в своем доме. Мама молилась Богу, чтобы в дом хоть бы однажды пришли священники или монашествующие. Однажды в ворота постучали, она открыла и увидела двоих монахов. Они сказали ей: «Татьянушка, ты нас звала, мы пришли к тебе». Это были сосланные в Мирзоян афонские монахи Иларион и Иоанн, и они остановились у нас. Это было в 1936 г. У о. Илариона и о. Иоанна был антиминс, и они тайно служили в нашем доме Литургию. Потом отец построил во дворе келью для о. Илариона, и он весь Великий пост провел в затворе, вкушая в день одну просфору с водой. Спал он на полу на оленьей шкурке. Отец хотел поставить ему кровать с матрасом, но о. Иларион сказал: «Я буду спать на мягком и на молитву просплю». Про старцев скоро узнали многие горожане и стали приходить к ним за молитвой и советом, но они принимали не всех. Отслужив Литургию на Троицу (20.06.1937 г.) они сказали: «Последний раз мы у Вас служили. Скоро нас арестуют и расстреляют». Мама говорила: «Отец Иларион, мы Вас спрячем или увезем куда-нибудь». «Нет, — говорит, — не надо. Мы хотим получить мученические венцы…»»

23 июня 1937 года последовал последний арест. Отец Иларион был обвинен в «участии в к/р организации, пораженческой агитации», в том, что он «руководитель тайного монастыря». На следствии он не признал себя виновным в участии в контрреволюционной организации. 23 августа 1937г. по делу N723, по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых), архиепископа Алексия (Орлова),  было вынесено обвинительное заключение, в котором кроме стандартных обвинений в контрреволюционной деятельности, было: «Цуриков Иларион и Лаба Иван — руководители тайного монастыря в Мирзояне, находились под руководством Кобранова и Кирилла Смирнова. Вели к/р агитацию о скором падении советской власти и восстановлении буржуазного строя, производили тайное пострижение в тайное монашество». Как итог был вынесен приговор: высшая мера наказания. 4 сентября 1937 года отец Иларион (Цуриков) был расстрелян. Преподобномученик Иларион был прославлен Архиерейским юбилейным собором Русской Православной Церкви 2000 года.

 

Преподобномученик Иоанн (в миру Флавиан Иванович Лаба) родился 3 июля 1863 года в селе Серебия Гайсинского уезда Киевской губернии. Известно, что он поехал на Афон и стал монахом (позднее иеромонахом) афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.

В 1913 году отец Иоанн был, по всей видимости, вывезен с Афона вместе с имябожниками. После 1920 года отец Иоанн переехал на хутор Соленый (в Лабинском районе Армавирского округа Кубанской области), где жил вместе с афонским монахом Иларионом (Цуриковым), который приехал к нему из Москвы.

29 июня 1924 года монахи были арестованы по обвинению в том, что «шли против советской власти и держались за старое». Их приговорили к 3 годам ссылки в Нарымский край. После освобождения из первой ссылки отец Иоанн поселился вместе с отцом Иларионом недалеко от города Фрунзе в горах на пасеке.

2 февраля 1929 последовал второй арест. Двум духовным собратьям было предъявлено то же обвинение, что и первый раз. Новый приговор обрекал на 3 года ссылки. После освобождения отец Иоанн поехал к отцу Илариону, который уже переехал в город Мирзоян.

Весь этот период иеромонах Иоанн жил в отдельной келье, где регулярно совершал богослужения. Его посещали престарелые монахини, среди которых были и сестры о. Илариона – Магдалина и Гавриила. 24 июня 1937 года, на следующий день после ареста отца Илариона, арестовали и отца Иоанна. Как и его духовному собрату, ему было инкриминировано «участие в к/р организации, пораженческая агитация», не забыли и «руководство тайным монастырем». Тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила иеромонаха Иоанна (Лаба) к высшей мере наказания. 4 сентября 1937 года он был расстрелян.

 

Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор, в ми­ру Вла­ди­мир Алек­се­е­вич Смир­нов, ро­дил­ся 17 ян­ва­ря 1891 го­да в се­ле Коз­лов­ка (ныне в Ло­па­тин­ском рай­оне Пен­зен­ской об­ла­сти) в се­мье пса­лом­щи­ка. Окон­чил Са­ра­тов­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, за­тем (в 1916 го­ду) — Ка­зан­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. С 1916 по 1918 го­ды пре­по­да­вал ис­то­рию и дру­гие пред­ме­ты в сред­них учеб­ных за­ве­де­ни­ях го­ро­да Воль­ска Са­ра­тов­ской гу­бер­нии, в 1918–1919 гг. ра­бо­тал в раз­лич­ных учре­жде­ни­ях в г. Са­ра­то­ве. В 1919 – 1920 гг. слу­жил в Крас­ной Ар­мии, в Дон­ской Се­ве­ро-Кав­каз­ской ди­ви­зии, ин­струк­то­ром школь­но­го от­де­ла и по­лит­от­де­ла. В 1921 го­ду ра­бо­тал ин­струк­то­ром до­школь­но­го вос­пи­та­ния в са­ра­тов­ском РУПВОДе.

4 ок­тяб­ря 1921 го­да ру­ко­по­ло­жен во иерея. Был осуж­ден в 1924 го­ду на один год, в 1929 го­ду — на три го­да вы­сыл­ки в го­род На­рым. Осво­бо­див­шись, устро­ил­ся свя­щен­ни­ком в се­ло Ни­коль­ское Куз­нец­ко­го рай­о­на Пен­зен­ской об­ла­сти. В 1934 го­ду (пред­по­ло­жи­тель­но в ок­тяб­ре) по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Фе­о­дор, в ап­ре­ле 1935 го­да пе­ре­ехал в Пен­зу. 23 сен­тяб­ря 1935 го­да со­сто­я­лась хи­ро­то­ния иеро­мо­на­ха Фе­о­до­ра во епи­ско­па Пен­зен­ско­го, а 18 ок­тяб­ря 1936 го­да он уже был аре­сто­ван.

Его по­пыт­ка на­ла­дить управ­ле­ние Пен­зен­ской Цер­ко­вью в усло­ви­ях тер­ро­ра обер­ну­лась тем, что ему бы­ла ин­кри­ми­ни­ро­ва­на контр­ре­во­лю­ци­он­ная де­я­тель­ность, а имен­но: ор­га­ни­за­ция из ре­прес­си­ро­ван­ных со­вет­ской вла­стью эле­мен­тов контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы с це­лью ве­де­ния аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния, на­прав­лен­ной на свер­же­ние со­вет­ской вла­сти и уста­нов­ле­ния в стране фа­шист­ской дик­та­ту­ры. То есть бы­ла вы­бра­на обыч­ная фор­му­ли­ров­ка, ис­поль­зу­е­мая в пред­во­ен­ное вре­мя при фаб­ри­ка­ции след­ствен­ных дел. На до­про­сах епи­скоп Фе­о­дор дер­жал­ся стой­ко и ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цал свою контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность.

5 фев­ра­ля 1937 го­да епи­скоп Фе­о­дор, на­хо­див­ший­ся в за­клю­че­нии, был уво­лен от управ­ле­ния Пен­зен­ской епар­хи­ей на по­кой. Вме­сте с ним по од­но­му де­лу про­хо­ди­ло еще пять че­ло­век — аре­сто­ван­ные в тот же день свя­щен­ни­ки И. И. Умов (из Бед­но­де­мья­нов­ска), И. К. Хо­ро­шу­нов (из На­ров­ча­та), Гав­ри­ил Ива­но­вич Ар­хан­гель­ский (ис­пол­няв­ший обя­зан­но­сти пса­лом­щи­ка в Мит­ро­фа­нов­ской церк­ви г. Пен­зы), ко­то­рый до то­го уже два­жды был су­дим, а так­же свя­щен­ник се­ла Оль­шан­ки Баш­ма­ков­ско­го рай­о­на А. П. Го­лу­бев и за­штат­ный свя­щен­ник Ва­си­лий Сер­ге­е­вич Смир­нов, ра­бо­тав­ший на мо­мент аре­ста дез­ин­фек­то­ром пен­зен­ско­го бак­те­рио­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та. Все они, кро­ме Хо­ро­шу­но­ва, бы­ли рас­стре­ля­ны в Пен­зе 4 сен­тяб­ря 1937 го­да, по­след­ний при­го­во­рен к 10 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды.

20 ав­гу­ста 2000 го­да, по за­вер­ше­нии Юби­лей­но­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, епи­скоп Пен­зен­ский Фе­о­дор (Смир­нов) и иже с ним по­стра­дав­шие свя­щен­ни­ки Гав­ри­ил Ар­хан­гель­ский и Ва­си­лий Смир­нов бы­ли при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

Комментарии закрыты.