Во имя Отцы и Сына и Святого Духа!
Поздравляю всех вас, братья и сестры, с праздником Входа Господня в Иерусалим!
Этот праздник обращает нас мыслию к событиям, которые завершали земное служение Спасителя мира и, вместе с тем, предваряли Его крестные страдания, смерть ради спасения человеческого рода и тридневное воскресение. И как любое событие в жизни Богочеловека Иисуса Христа, событие, которые мы празднуем ныне, имеет две стороны, как бы два плана: зримый, вещественный, чисто человеческий, и незримый, духовный, божественный. Так уж происходит всё в жизни Господа: Он остается Богочеловеком в каждый миг от Своего Рождества и до Вознесения. И поэтому, обращаясь к Евангелию, мы должны видеть не только историю о нравственном человеке, об учителе из Назарета. Мы должны видеть, прежде всего, проявление к человеку божественной любви. Потому что Бог для того и пришел на землю, для того и стал человеком, чтобы явить Свою любовь, чтобы Своей любовью вернуть человеку утраченное им богосыновнее достоинство, чтобы вернуть человеку Свое благоволение и чтобы открыть для человека двери бессмертной жизни в вечном небесном царстве.
Итак, с человеческой стороны, мы видим, что на встречу идущему Иисусу, известному проповеднику, о Котором идет молва, как о чудотворце, выходит весть Иерусалим, практически все его жители. Что же подвигло их? Если говорить чисто по-человечески, побудительным мотивом стало известие об удивительном чуде, свидетелями которого было множество людей, которое произошло недавно в предместьях Иерусалима, в селении под названием Вифания. Что же там произошло? Там произошло чудо воскрешения. Иисус Христос воскресил из мертвых Своего друга Лазаря.
Но это происходило не среди языческого мира, ни где-нибудь у древних эллинов или римлян, ни у наших предков — славян. Это происходило на Святой земле, среди членов богоизбранного народа, который был ничем иным, как ветхозаветной Церковью. Этот народ знал, что такое чудо! Чудеса происходили в его истории, и неоднократно. И даже чудо воскрешения не было для них полной неожиданностью. Они читали в Законе Божием о ветхозаветном пророке Илие, о пророке Елисее, которые тоже воскрешали силой Божией из мертвых людей. И Господь Иисус Христос тоже воскрешал. Так Он воскресил дочь Иаира, затем воскресил сына наинской вдовицы.
Что же особенного произошло в Вифании? Чем это событие выходило из ряда вон? А дело было в том, что Господь воскресил уже разлагающийся труп. Он вернул жизнь в тело, уже неспособное к жизни. Это было слишком очевидно, слишком противоречило законам естества. Это было неслыханно! Ничего подобного никогда — ни ранее, ни в это же время, ни в израильском народе, ни где бы то ни было по лицу земли — не было. И это вселяло великую надежду в сердца иудеев. Ведь они чаяли пришествие Мессии. Они думали, что придет политический лидер, который избавит их от власти иноплеменников, от власти чужеземного Рима. Но будучи народом религиозным они усматривали в Мессии сочетание политического лидерства с религиозной жизнью, с благочестием, с особой божественной силой. И конечно, живя с младенчества этими ожиданиями, они не могли всем сердцем не отозваться на такое удивительное событие. Среди них начали ходить разговоры: вот оно, совершается ныне наше избавление. И поэтому они взяли в руки ветви деревьев, что было распространенным в древнем мире обычаем, и вышли на встречу Христу — победителю смерти, явившему Свою власть над умершим и к тому же четверодневным мертвецом.
Но, вместе с тем, какая-то необыкновенная радость была в сердцах израильтян. Эту радость нельзя было свести лишь к радости чисто эмоциональной. Было в этом нечто большее, необъяснимое. Потому что можно было объяснить радость взрослых людей. Они действительно понимали, что делают, когда выходили навстречу Христу. Но громче всех кричали неразумные малые дети. Они ликовали. И их ликование нельзя было объяснить естественными причинами. Их ликование имело причину сверхъестественную, благодатную. Потому что навстречу к ним шел не просто человек, в Нем навстречу к израильтянам, а в их лице ко всему человеческому роду шел Его Творец, шел Вседержитель, в руках Которого судьбы всего мира, шел Сам Бог, а Он и есть источник жизни, и мира, и радости.
Поэтому все, происходящее в этот день, имеет и духовный смысл. Господь идет не для того, чтобы стать царем Израилевым в земном, политическом, смысле этого слова. Он желает воцариться не над одним Израилем, Он желает воцариться над всем человечеством. Но как?
Не так, как царствуют и властвуют на земле правители, кто бы они ни были: цари, князья, президенты или премьер-министры. Царство Божие совершенно иного рода. Оно не внешнее, а внутреннее, оно не насильственное, не принудительное, а абсолютно свободное. Бог, будучи Творцом человека, даровавшим человеку полноту свободы, в Своем отношении к нам чтит нашу свободу. И поэтому Его Царство свободы человеческой не подавляет. Напротив, оно раскрывает во всей полноте нашу свободу, освобождая нас от самого гнусного, самого унизительного рабства: рабства дьяволу, которого Слово Божие называет человеконенавистником, человекоубийцей. И по делу! Ибо он такой и есть: источник всякого зла, отец лжи; а мы — его рабы, если только не имеем свободы во Христе. И Господь дарует нам эту свободу. Он дарует нам свободу и от собственных страстей, возвращая нам власть над самими собой, чтобы нами уже не обладали страсти гордости, гнева, блуда, чревоугодия, сребролюбия, пьянства… Чтобы мы были хозяевами своих мыслей, своих чувств, своих желаний, всей своей жизни. И конечно же, Господь освобождает нас от власти смерти, ибо источником смерти и является власть дьявола и страстей. И если бы не грехопадение человека, то он оставался бы свободным. Вот, для чего идет Господь в Иерусалим! Чтобы воцариться над нами в нас самих, чтобы стать царем любви и свободы в нашем сердце и в нашем уме.
Но эта свобода наша куплена Им дорогой ценой: Его страданиями и Его смертью. И это не были обычные страдания, хотя они были страданиями человеческими. Это не была обычная смерть, хотя это была смерть человеческая. Каждый человек страдает за себя, ну может быть, за своих близких и то, отчасти. А Христос страдал за всех и каждого, за миллиарды людей, которые были, существовали с начала мира и будут существовать до его конца. За каждую человеческую личность испил горькую чашу страданий Спаситель мира, и если бы Он был только человеком, Он бы этого не вынес. Нам трудно выносить даже собственные наши, индивидуальные страдания, тем более — страдания всего мира. Именно потому, что в его человечестве пребывало Его Божество, Он был на это способен. Но это не делало чашу страданий менее горькой. Просто, сил у Христа духовных было несоизмеримо больше, чем у каждого из нас. Только Он мог совершить этот крестный подвиг! Только Он мог даровать нам нашу духовную свободу!
И как Он идет к Своему подвигу? Ни со славой человеческой, ни в окружении разукрашенных, богато одетых вельмож и воинов. Он идет наиболее смиренным образом, одетый как простолюдин. В окружении простых рыбаков и то немногочисленных, призванных к апостольскому служению. И сидит Он не на прекрасном коне, а на смиренном осле. Все в нем являет Его удивительное, глубочайшее смирение. И тем самым Он показывает всем нам, что сила, величие, красота, могущество — не в гордости и самоутверждении, а в кротости и смирении!
Поэтому Господь не только освобождает нас своим подвигом, своими трудами, но и показывает нам путь жизни, достойный человеческого звания. А что значит звание «человека»? К чему человек призван? Он призван к сыновству Божьему! Он призван стать, как Бог! «Будьте совершенны, — призывает нас Господь, — как совершен Отец Ваш Небесный». И путь к этому совершенству, к этой свободе, ко спасению, к жизни вечной — это путь кротости, смирения, терпения, веры и любви, на котором да укрепит нас Господь, пришедший ныне освободить человеческий род. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Аминь.
|