Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
«Ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон» — сказал Господь в преддверии Своих крестных страданий и смерти, ради которых Он пришел в этот мир, чтобы даровать Своему созданию, то есть человеческому роду свободу от самого унизительного и страшного рабства — рабства дьяволу, греху и смерти.
Господь в продолжении нескольких лет возвещал удивительные, пренебесные истины Своим слушателям, современным Ему иудеям. То есть народу, который Он как Бог создал Своими руками, которому Он даровал на Синае закон, который Он призвал быть свидетелями Его Божественной истины в этот мире. Этот народ был подготовлен к слышанию слова Божия. И сами они чувствовали, что говоривший с ними Проповедник из Назарета говорит не как книжники и фарисеи, а как Имеющий власть. Слово Его было проникнуто особой духовной силой, которая никого не оставляла равнодушной. Одни сердца она склоняла к послушанию, а другие ожесточала, если в них преобладала гордость вместо послушания Богу.
Но Господь не только проповедовал, Он совершал чудеса, Он исцелял, Он очищал прокаженных, Он питал страждущих, Он воскрешал умерших. И все это абсолютно бескорыстно. Все это исключительно из любви и сострадания к человеку. Он не сделал никакого греха, так что, когда его судили, не могли ничего найти против Него. И поэтому вместо истинных грехов измышляли ложь. Но и эта ложь казалась настолько неправдоподобной, что в нее не верили и сами обвинители.
Господь совершил множество добрых дел в дни Своей земной жизни. Но те, кто видел в Нем Бога, имели к Нему великую благодарность за гораздо большие дела и благодеяния. Потому что под смиренным образом человека скрывался Творец всего мира, Тот, Кто сотворил самого человека, сотворил его безгрешным и счастливым, даровал ему безбедное существование в раю, покорил ему весь мир, всю Вселенную до самых ее пределов. И после грехопадения не оставлял его Своим попечением, но все, что можно было сделать для возвращения человеку утраченного им рая, Он сделал.
И что в награду? Что в благодарность? Его, смирившего Себя до образа человека, до образа раба, своего собственного творения, Его творения пригвоздили ко кресту. И в этом была высочайшая неправда! Неправда настолько великая, что трудно это представить, трудно вместить. Эта несправедливость как бы дискредитировала человеческий род. Эта неправда была нам с вами приговором! Вот что такое человек: в нем нет ни благодарности, ни добра, ни благородства, ни чести, ни совести, ни красоты, ничего доброго. Все он в себе извратил. Осудил на кресте собственную свою Жизнь, Истину, Свет, Мир, Радость, Спасение. Тем самым осудив себя на вечные муки, потому что, отрекшись от Бога, человек мог наследовать только мрак безблагодатного пребывания, а это и есть ад.
Итак, человек совершает самую великую в своей истории неправду, самую великую несправедливость. А Господь как отвечает на это? Он тоже поступает с человеком несправедливо. Потому что какая справедливость в том, чтобы за отречение ответить призванием человека, дарами благодати, за смерть ответить жизнью, за поругание ответить славой, за зло ответить добром, за ложь истиной. В этом нет никакой справедливости! Бог поступает с человеком не про правде, потому что Он поступает по любви.
И крест Его является самым полным, самым совершенным выражением Его к нам любви. Он тем самым открывает перед нами возможность совершенного духовного обновления. Чтобы мы из предателей и богоубийц стали сынами Божиими и наследниками Его Царства. Чтобы мы сами научились жить по любви, являя ее к Богу и к ближним. Поэтому крест — это не только приговор, хотя и приговор, но приговор греху, приговор всему злому в нас и дьяволу — отцу лжи и зла. Но, вместе с тем, крест — это источник великой радости, это примирение с Богом, это ключ от дверей небесного царства.
Поэтому стоя перед крестом Спасителя, созерцая его духовным, мысленным оком, нам нужно иметь в себе как бы две установки: первая — это покаяние, столь великое, сколь велик был грех рода человеческого перед своим Творцом. Покаяние, которое не имеет в себе и тени самооправдания, ни тени саможаления, потому что перед безгрешным Богочеловеком мы безответны. Нам нечем себя оправдать! Но должна быть и другая установка. Крест — это великая надежда с верой, благодарностью и любовью к Богу, которая бы питала наши духовные силы, которая зажигала наше сердце следовать тем путем, которым прошел прежде нас Наш Владыка и Господь. И которому Он учит нас со страниц Святого Евангелия. Учит нас голосом совести. Учит нас Своим участием в нашей жизни.