Благодатный огонь свободы и любви. Слово епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана в пасхальные дни

Христос воскресе!

Поздравляю всех вас дорогие отцы, братия и сестры с продолжающимися днями Святой Пасхи.

И сегодня благословение этих дней умножилось принесением в наш град Благодатного огня из Иерусалима. Этот огонь несет в себе благословение святого града, где провел дни Своей земной жизни Господь, где Он проповедовал, где Он исцелял, где Он воскрешал из мертвых, где, наконец, Он был предан, осужден, поруган и умерщвлен на кресте, и где Он воскрес на третий день. С тех пор место Его казни и Его воскресения стало источником великой радости и утешения для всех христиан. Это — особое место, и кто там был, хорошо это знает. Все, к чему прикасается на земле Господь, освящается. Тем более — то место, которое освящено Его пречистой кровью и тридневным  воскресением. И тот огонь, который сегодня принесен в наш храм, есть ни что иное, как благословение этого места. Но это благословение не только земное, это благословение небесное, потому что в земном месте, в Гробе Господнем всегда пребывает особая, сугубая благодать Господня. И сильнее всего она проявляется в пасхальные дни и в предшествующие им дни Страстной Седмицы.

История христианской Церкви имеет много свидетельств того, как Господь на Гробе Господнем в Великую Субботу совершает особое чудо: то благодатное благословение, которое Он посылает каждому человеку, на Гробе Господнем обретает особое материальное выражение в виде огня. Подобно тому, как некогда в день Пятидесятницы благодать Духа Святаго, также нетварная, невещественная, обрела некий вещественный вид и почила на каждом из апостолов.

Благодатный огонь является знамением и свидетельством присутствия Бога в нашем мире. Причем присутствие Его особое. Бог есть Творец мира, и поэтому Он присутствует в мире, поддерживая само его существование, те физические законы, которыми мир наш движется. Бог является и Промыслителем мира; а это означает, что Он направляет весь мир, и, особенно, разумное Свое творение — человека к определенной, высшей цели, к цели благой для человека и блаженной. И наконец, Бог — это Источник жизни, Податель всяческих благ. Он животворит человека. И в зависимости от нашего отношения к Богу, Господь может проявлять полнее или слабее одну из этих сторон Своего участия в жизни мира. Даже для неверующих Он остается Зиждителем и Промыслителем. Но чтобы ощутить Его животворную энергию в своем сердце, чтобы почувствовать сладость, радость, неизреченный мир и любовь Его благодати, чтобы почувствовать Его источником своей жизни и внутренне, и внешне, мы должны широко открыть для Него наши сердца.

Таков закон любви! Любовь не терпит насилия. Поэтому даже Бог, в руках Которого все мы, от Которого зависит каждое мгновение нашего существования, не желает нарушать нашей свободы. Ибо без свободы подлинной любви не бывает! Господь почтил нас свободой и желает, чтобы мы проявили ее в самом совершенном деле. Ни в том, чтобы устраивать свое место под солнцем, ни в том, чтобы бороться за свои права! Это, конечно, тоже, порою бывает необходимо, но это не является высшим проявлением свободы.

Высшее проявление свободы указал нам Сам пришедший в мир и ставший человеком Бог. Где? На кресте! Там Он явил полноту свободы в полноте совершенной к нам любви. Ибо любовь тем совершенней, чем жертвенней. Поэтому и нам свобода дана для того, чтобы ею уподобляться нашему Творцу. И чем бескорыстней, чем жертвенней наше отношение к Богу и друг к другу — подобным себе людям — тем полнее в нашем сердце любовь.

А любовь — это не просто временное и преходящее чувство… Такой является любовь земная, да и то тогда, когда она не глубока и не подлинна. А подлинная любовь, по слову Священного Писания, не перестает. Вера упразднится, языки умолкнут, надежда исполнится, все прекратится… Любовь останется! Подлинная любовь не исчезает, потому что она есть ни что иное, как Жизнь вечная, она есть ни что иное, как Царство Божие, пришедшее в силе.

И ныне это Царство посреди нас и в нас самих, пока еще только в зародыше как маленькое семя, посеянное в землю. Но в этом семени уже все Царство Божие. Подобно как в семени, которое сеется в землю, уже заключается будущее растение и его плоды. Только нужно возделывать, нужно заботиться об этом  произрастании, нужно ухаживать за ним. Тогда мы приобретем плод, как в земных делах, так и в делах духовных. Царство Божие насаждено, внедрено в наше сердце в день нашего крещения. Когда мы через крещение соединились с Церковью, а главное, с Её Главою, Главою Церкви — Христом. И теперь нам нужно возделать это семя, чтобы оно произросло, заполнило всего нашего внутреннего человека, и тогда мы узнаем что такое жизнь подлинная, которая «с избытком», которая в царстве будущего века всех нас ожидает.

А огонь, который сегодня вы восприняли в знак благословения пусть напоминает Вам об этом невещественном, духовном, незримом, но реальном огне Благодати Божией, которая делает из немощного, слабого и грешного человека равноангельное существо. И не просто равноангельное, но подобное Самому Богу, Богоподобное!

Призываю на всех вас Божие благословение.
Христос воскресе!

Комментарии закрыты.