27 и 28 августа в храмах Колпашевской епархии духовенство, монашествующие и прихожане молитвенно отметили праздник Успения Пресвятой Богородицы. В канун праздника епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан возглавил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе Колпашева в сослужении духовенства епархиального центра. После литии архипастырь обратился к молитвенному собранию с проповедью. Во время утрени его Преосвященством был прочитал канон Праздника на середине храма.
Праздничную Божественную литургию Преосвященный владыка совершил в храме Преображения Господня с.Парабель.
Праздник Успения (кончины) Пресвятой Богородицы — один из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной Церкви на Руси издревле именующийся «Богородичной Пасхой». Значение этого великого торжества определяется церковным уставом — этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших Господских праздников — Крещение. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется 28 августа.
Успение Пресвятой Богородицы недаром именуется Богородичной Пасхой — как повествует Евангелие, то была вторая победа над смертью и адом, одержанная уже не небесным гостем — Богочеловеком, но земной девою — чистейшей и совершеннейшей из всех людей, и все же одной из нас, земнородных.
Успение Пресвятой Богородицы – светлый праздник для каждого христианина. И хотя это день окончания земной жизни Приснодевы, отмечается он радостно, без скорби. Упокоение ее в нашем мире было легко. А после погребения Богородица, избежав тления, была принята на небо. В этот день человечество обрело Небесную Заступницу перед Господом.
После Вознесения на небо Господа Иисуса Христа Пресвятая Дева, постоянно пребывала в подвигах поста и молитвы. Во время одной из молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе. Апостолы, рассеянные по миру, чудесным образом все, кроме Фомы, явились к этому дню в Иерусалим,
к ложу Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
После кончины тело Пречистой Девы был отнесено апостолами в Гефсиманию и там захоронено в пещере, вход которой завалили камнем. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».
Почему мы не печалимся в день смерти Божией Матери, а празднуем это событие? Потому, что одно уже слово «успение» показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенной. Это был как бы недолгий сон, за которым последовало рождение в вечную жизнь. Кончина Божией Матери и стала примером глубоко христианского переживания смерти как таинства перехода в новую жизнь и встречи с Господом. Святая Церковь старается и в нас вселить такое же бесстрашие к смерти, а умерших называет усопшими, то есть уснувшими. Блаженная жизнь с Богом, Богородицей, святыми и своими близкими в будущем настолько несомненна для христианина, что он воистину смотрит на смерть только как на сон.
Как говорит о значении события Успения Пресвятой Богородицы преподобный Иоанн Дамаскин, «не смертью назову священное Твое Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа… Ты сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью». Воистину Пасха Богородичная!
Фото: Дарьи Тутубалиной