3-4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан возглавил всенощное бдение и Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе г.Колпашево. Его Преосвященству сослужило духовенство епархиального центра. В своём слове по случаю праздника Преосвященный архипастырь, в частности, сказал:
«В этот день мы вспоминаем, как трехлетнюю отроковицу, Пречистую Деву Марию, Её святые родители, праведные Иоаким и Анна, привели в храм Господень, чтобы оставить там на воспитание, поскольку они были уже стары и готовились к смерти. И храм стал тем местом, где Пресвятая Богородица явила Свое произволение в послушании и любви к Богу, где Она приуготовилась к тому великому предназначению, которое послужило ко спасению всего человеческого рода, и для которого именно Она должна была явить свободное согласие, отказавшись от Себя, посвятив всю Себя делу Божественного промысла. И с тех пор значение храма для всех нас очевидно. Если ветхозаветный храм был способен содержать в себе такую силу, которая укрепила Саму Пречистую Деву, то тем более храмы новозаветные. Ветхозаветный храм при освящении его во времена царя Соломона был осиян славой Божией. Но та слава, хотя и была от Бога, не идет ни в какое сравнение с той славой, которая пребывает в каждом нынешнем христианском храме. Какой бы он ни был, величественный или самый простой, христианский храм — это Небо на земле, это вместилище благодати Божией, это её источник».
«Благодать Божия — это Сам Бог. Поэтому Самому Богу приобщаемся мы во святых храмах. И пусть нас не смущает порою их неказистый и смиренный вид, ибо и Сам Господь неба и земли явился среди людей в смиренном обличии. Он благоволит, чтобы и мы с вами, подражая Ему, были просты и смиренны в своих словах, действиях, помышлениях, но чтобы внутри нас, в наших сердцах обитало богатство благости Божией, богатство Его присноблаженной и бесконечной жизни».
«В храмах собирается Церковь, то есть мы с вами, ученики Христовы, Его последователи, крещенные во Имя Его, осиянные Его благодатью в таинстве Миропомазания. И здесь, по слову Евангелия, Сам Христос посреди нас, ибо где двое или трое соберутся во Имя Его, там и Он посреди них. Конечно, Церковь может собираться и за пределами храмов, но храм важен тем, что здесь Церковь собирается для того, чтобы совершить самое главное свое дело, совершить службу Богу. Нет более великого и прекрасного дела, чем единым сердцем и едиными усты прославлять Бога на земле. Это более значимо даже, чем добрые дела, потому что добрые дела могут помочь одному, двум, трем людям и то лишь на время, в какой-то их сиюминутной нужде, а молитвой, и особенно молитвой Церкви, стоит и сохраняется весь мир. Как свидетельствуют святые: «Когда молитва иссякнет, мир погибнет»».
«Храм нам напоминает о Боге не только святыми образами, которые мы перед собой видим. Бог здесь, действительно, присутствует и не только во время Богослужения, но и постоянно. Поэтому так легки молитвы в храмах, так обильны они своими плодами, так скоро возносятся они к Престолу Божию и бывают услышаны нашим Творцом. Один русский святой говорил: «Одна молитва, произнесенная в храме равноценна тысячи, произнесенным дома». И келейная молитва нужна та, которую мы совершаем по домам своим, но она менее плодоносна, чем та, которую мы совершаем в храмах».
«Поэтому не должны мы нерадеть о посещении храма Божия, особенно тогда, когда это заповедано нам одной из десятью главных заповедей. В этих заповедях мы слышим: не убей, не укради, не прелюбодействуй, чти отца и мать твою. И это для всех очевидно, это самые высокие нравственные ценности. Но наряду с этими есть и такая: «помни день субботний, чтобы хранить его», шесть дней работай для себя, а один посвяти Богу. Суббота по-древнееврейски, а именно на этом языке написано Священное Писание Ветхого завета, означает «покой». Здесь Господь говорит не об одной только субботе, которая предваряет собой воскресный день, но о тех главных праздниках, которые равноценны дню воскресному. Именно день воскресный, в первую очередь, является для христианина такой-вот новозаветной субботой, то есть днем покоя от всех земных дел, для того, чтобы посвятить время свое, силы свои Богу».
«Заповедь о субботе — это, по сути, заповедь о молитве, а молитва — это беседа с Богом. А беседовать мы стремимся с теми, кого любим. Поэтому, если мы бежим от молитвы, это свидетельствует, что любви к Богу в нас мало. Будем стараться молиться почаще, особенно в храме, ибо молитва как-раз возгревает в нас любовь к Богу. Молитва, а особенно молитва богослужебная в воскресные дни и в дни главных церковных праздников, разверзает перед нами небо. Оно становится доступно как никогда. И все наши молитвы звучат там, в небесах, как гром».
«Наши предки с великим благоговением относились к возможности быть в храме, поэтому благословенной была их жизнь, прочны были их семьи, счастье и мир были в их душах, хотя материально они жили гораздо труднее нас. А мы живем гораздо комфортней, но ни радости, ни мира, ни счастья часто не испытываем, не чувствуем в своей душе удовлетворение от жизни. Счастье — не от материальных благ, а от близости к Богу. А с Богом нас сближает молитва, и особенно та молитва, которая наиболее действенна, молитва, совершаемая в храме и, особенно, в дни воскресные, в дни двунадесятых и великих праздников».
История Праздника: Когда Деве Марии исполнилось три года, её праведные родители Иоаким и Анна поняли, что пришло время исполнить обет, который они дали Богу. А именно – посвятить дочь служению Ему. Они привели Марию к стенам Иерусалимского Храма. Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам, несмотря на то, что была совсем малышкой. Наверху её уже ждал первосвященник, чтобы благословить. Согласно некоторым источникам, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.
Захарии было откровение от Господа, и он ввёл Марию во Святая Святых – место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год. С этого необычного для современников момента началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери.
Шли годы, Богородица жила и служила при Храме, проводила свои дни в молитве, изучала Священное Писание – вплоть до момента, когда была обручена праведному Иосифу.
Фото Дарьи Тутубалиной