Поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сестры с памятью Всех святых, с престольным праздником этого храма.
Память всех святых установлена сразу после дня Святой Пятидесятницы, когда мы чествуем Духа Святаго, посланного Сыном Божиим от Отца роду человеческому: всем тем, кто верою принимает Господа и старается следовать в своей жизни Его слову, Его святым заповедям — велениям святой жизни. Потому что только на пути заповедей можно обрести святую вечную жизнь, по слову Самого Господа, Который так и говорит: «Заповедь моя есть жизнь вечная».
Мы чтим тех, кто услышал Слово Господа. Не просто выслушал, но и услышал. Как говорил Господь в дни Своей земной проповеди: «Имеющие уши слышати, да слышат». Можно слушать, а можно услышать. И это не одно и тоже. Когда люди слушают, они часто пропускают мимо ушей то, что слушают, а когда слышат, то воспринимают своим сердцем, слагают слышимое в своей душе, и тогда слова уже входят не только в уши, но в сердце человеческое, становятся тем самым действенными причинами устроения человеком своей жизни. Тогда человек уже пребывает в послушании Богу и следует Его слову.
Святые были такими самыми людьми. Они ни чем другим не отличались от нас с вами: были в той же немощной плоти рождены, были обуреваемы теми же страстями, имели то же неведение, что и мы, те же немощи, те же скорби, испытания, а порою гораздо большие, чем современный человек, в жизни которого все же гораздо больше комфорта, чем это было когда бы то ни было. Но не смотря на все скорби, немощи и даже грехи, эти люди всем сердцем приняли слово Божие и всей жизнью на него отозвались.
Это то, что необходимо для шествования путем святости. Господь призывает на этот путь каждого человека. Каждого, в чье сердце влагает семя веры. Вера — это начало святости. А завершением святости является спасение и то, что святые отцы называют обожением. Бог не просто освобождает нас от тирании греха, дьявола и смерти, Он дает нечто гораздо более значимое. Он дает нам богосыновство. А святые отцы дерзновенно говорят, что Бог для того стал человеком, чтобы человека сделать богом. Каждый из нас призван к тому, чтобы стать богом! Как это возможно?! Мы исповедуем одного Бога, — как же мы с вами можем быть богами?
Можем! Можем тогда, когда Бог будет в нас все во всем. Когда вместе с апостолом Павлом мы скажем однажды: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Когда и чувства наши, и мысли, и желания будут в абсолютном согласии с волей Божией. Когда ничего в нас не будет Ему противно. Вот, тогда благодать Божия, вошедшая в нас обоготворит нас. Сделает подобными Богу. Сделает наследниками не просто небесной, но божественной жизни. Царство Божие — это и есть то, где пребывает Бог, где Он — все во всем. Где Он является и сладостью, и светом, и пищей, и радостью, и миром, и любовью, и бессмертием, и бесконечностью познания, и бесконечностью свободы. Все это Бог! И быть богоподобным означает: все это иметь в себе, всем этим обладать.
Как же нам придти к этому великому призванию, чтобы оно не казалось чем-то отвлеченным, чем-то далеким от нашей жизни, чем-то совершенно нам недоступным? Как сказал некогда Господь Своим ученикам: вы знаете этот путь! Этот путь есть Церковь, которую апостол Павел именует Телом Христовым. Церковь — это то сообщество верующих людей, которые следует за Господом в полноте послушания Его святой воле. Как только мы перестаем Бога слушать, мы перестаем быть Церковью. Кто погрешает, тот из Церкви выпадает, формально остается ей причастным, но фактически, по сути, перестает быть ее живым членом. Как ветви на дереве, когда они живые, они живут одной жизнью со всем деревом, питаются от единого корня, а когда засыхают, вроде бы они и остаются пока на дереве, но уже чужды этой жизни. И рано или поздно их спиливают и бросают в огонь. Вот так и те члены Церкви, которые не живут во Христе и по Христу, по Его заповедям.
Но у нас с вами, братья и сестры, есть великое сокровище, такое чудо, с которым трудно что-то сравнить. Я говорю о покаянии. За покаяние Господь все прощает и возвращает Свою благодать, Свое отеческое благоволение. И снова возвращает нас на путь святости. Нет греха не прощаемого, учит нас преподобный Исаак Сирин, кроме греха нераскаянного. Тот грех, в котором мы от всего сердца раскаялись с желанием исправить свою жизнь, прощается Богом. И это прощение является Его действенной силой, которую Он влагает в нашу душу, чтобы она укрепилась на борьбу с грехом и победу над ним. Поэтому святость начинается с очень простых и доступных вещей. Никто в одночасье святым не становится. Никто без этих простых и доступных каждому вещей даже и не вступает на путь святости. Ни один святой не миновал этих ступеней.
Итак, покаяние — это первая ступень на пути святости. Святые намерения, желание жить во Христе — это следущая ступень. Мало раскаяться в грехах. Нужно иметь воодушевление жить по Евангелию, нужно возлюбить его заповеди, всем сердцем принять эти истины. Только тогда они будут в нас действующим началом, как бы неким двигателем, который будет нас вести от силы к силе. До тех пор, пока не возлюбим слово Божие, не восхотим Его от всего сердца, оно в нас действовать не будет.
А слово Божие не тяжело. В чем оно заключается? Люби Бога и ближнего! Это не тяжело на самом деле, это — естественно для человека. Человеку естественно не враждовать, а любить. Вражда лишает нас мира, лишает радости, лишает трезвомыслия, лишает надежды, чистоты совести. Вражда нас мучает. А примирение, любовь, прощение всегда наполняет душу светом. Просто, по-человечески невозможно возлюбить совершенно. Всегда любовь будет что-то омрачать: гордость, обиды, самолюбие, зависть, непонимание. А во Христе любовь становится совершенной. Потому-что Бог благодатью Своей освящает любовь и укрепляет нас для того, чтобы любить, как должно. Начиная со своих ближних, а потом и всех.
Каждый человек есть наш брат или сестра. Поэтому каждый достоин любви. И возлюбить каждого, даже врагов призывает нас Господь. И святые являются убедительным доказательством, что эта заповедь возможна и осуществима еще в жизни на земле. Святые не стали бы святыми, если бы не исполнили заповедь, а заповедь о любви самая главная. В ней заключается, по слову Спасителя, весь закон Божий. Кто возлюбил во Христе, как должно, тот исполнил закон. А кто исполнил закон, тот и свят!
Блаженны мы с вами, братья и сестры, что у нас есть такой сонм свидетелей, или, как говорит святой апостол, — «облако свидетелей»; свидетелей истинности Евангелия, доступности, и осуществимости любви Христовой. Святые — наши учителя, потому что мы может читать их жития и учиться у них, как от греха придти к совершенству, как от смерти вечной придти к вечной жизни, как от земли взойти на небо, как обрести власть быть чадом Божиим.
Во-вторых, святые являются помощниками на нашем пути. Не только образцами, («каноном», по-гречески), но и помощниками, путеводителями. Они молятся за нас, когда мы молимся им. Их молитвы укрепляют наши силы.
И наконец, третье: святые — это и есть Православие! Православие — это не теория, не отвлеченные знания, почерпнутые из книг, пусть даже и божественных. Православие — это жизнь святая, жизнь в Боге. И значит, только святые по-настоящему и есть православные, а также те, кто им подражает своей жизнью. И на сколько старается подражать им, на столько и православен. И это очень важно, что у нас есть такие живые свидетели истины.
А вы блаженны, что у вас храм посвященный всему сонму этих небожителей, этих равноангельных людей, наших сограждан в Боге, которые знают немощь человеческой плоти и поэтому скоры на услышание, если мы не нерадеем о том, чтобы обращаться к ним с молитвой. Будем же обращаться к ним с молитвой не только в день их памяти раз в год, но и как можно чаще, когда чувствуем, что побеждает в нас грех! Будем обращаться с молитвою к святым — к тем святым, чье имя носим, к тем святым, к которым особенно расположено наше сердце, а в след за этим и ко всем святым — с дерзновением, поскольку вы являетесь чадами того храма, который посвящен их памяти! И Господь по молитвам всех святых вас Своей милостию и покровом не оставит. Аминь!