Во вторник первой седмицы Великого поста, 16 марта, епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан возглавил великое повечерие с чтением второй части покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Никольском женском монастыре п.Могочино. На следующий день, 17 марта, третья часть великого покаянного канона была прочитана Его Преосвященством за богослужением в Свято-Воскресенской церкви с.Тогур. За чтением канона следовало архипастырское поучение к молитвенному собранию о покаянии.
Покаянный канон Андрея Критского – это текст, который читают в храмах в первые четыре дня Великого поста. Канон поэтически сочетает в себе образы из Библии. По своей форме канон преподобного Андрея Критского похож на внутренний диалог верующего с собственной душой.
Великий канон Андрея Критского состоит из 250 тропарей (небольших стихов), и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения.
Покаянный канон состоит из девяти песен. В первой Андрей Критский говорит о том, что без Христа не сможет бороться с грехами и злом. В следующих семи песнях вспоминаются персонажи Ветхого Завета, такие как Иов, Ной, Давид, Соломон. В девятой, заключительной песне, Андрей Критский вспоминает о жизни Христа, обращаясь к Новому Завету.
Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». «Благоутробен» — значит милостив и милосерд так, как мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.
Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому что пост — это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жизни.