4 ноября Церковь чтит Пресвятую Богородицу в честь Ее Казанской иконы – вспоминая Богородицу-защитницу, укрывавшую Русские земли от невзгод, помогая сплотиться перед лицом врага. Казанский образ Божией Матери — один из самых почитаемых и любимых в России. С 2005-го года 4 ноября в России также отмечается и День народного единства. Накануне и в сам день праздника епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан сослужил главе Томской митрополии митрополиту Томскому и Асиновскому Ростиславу за всенощным бдением и Божественной литургией в Томском Богородице-Алексиевском монастыре, посвященном чудотворному Казанскому образу. Преосвященным архипастырям сослужили игумен монастыря Кирилл (Умрилов), духовенство обители и томских храмов.
По освящении хлебов на Всенощном бдении епископ Силуан произнес проповедь.
Текст богослужения этого дня был написан еще в 16 веке. Патриарх Московский Гермоген, бывший одним из очевидцев чудодейственного обретения иконы, стал автором тропаря и величания Богородицы. Спустя пять веков его текст «Заступница усердная» сохранился в неизменном виде, при этом остается одной из центральных составляющих богослужений этого дня.
Свою чудесную помощь Казанская икона явила в Смутное время, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу Патриарха Московского и всея Руси Гермогена. В заточении Патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они «крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались, положили души свои за веру и Отечество». И вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского.
У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред образом Богоматери о победе. Архиепископу Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих — Россия спасена».
Святитель Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого, на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.
В память освобождения Москвы от поляков было установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, первоначально оно распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе построил на Красной площади в 1630-е годы храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В начале ХХ столетия церковь была полностью уничтожена, и вновь воссоздана в 90-х годах. Сегодня святой Казанский образ находится в Богоявленском соборе г. Москвы.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества Ее икон, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего, за всех молишь Ты Сына Твоего, Христа Бога нашего,.. всем полезное даруй и всех спаси, Богородица Дева! Ибо Ты Божественный покров рабам Своим».
Источник: сайт Богородице-Алексиевского монастыря г.Томск