К подвигам поста и покаяния Великого поста Церковь готовит верующих в течение трех предшествующих седмиц. Первое приготовительное воскресенье, пришедшееся в этом году на 13 февраля, называется Неделей о мытаре и фарисее. В этот день епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан возглавил Божественную литургию в Воскресенском храме с.Тогур. Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления иеромонах Симеон (Койнов), ключарь храма иерей Алексей Постников, клирик иерей Георгий Полевщиков и диакон Сергий Баянов.
На Литургии читается отрывок Лк 15:11–32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.
«В воскресном Евангельском чтении о молитве только двух богомольцев говорит Евангельская притча. Фарисей и мытарь. Почему именно они обратили на себя внимание Всевидящего Ока? Чем отличились? Казалось бы между ними нет ничего общего.
Две молитвы устремлены к Богу, – два состояния души, два образа жизни. Оба человека – в храме, оба с молитвой на устах, но обоих ли покрыла милость Божия и Его благоволение? И слышим мы глас Божий: «Сказываю вам, что сей ( мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всяк возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется».
В одном из церковных песнопений этой недели звучат такие слова: «Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных». Другими словами, сам образ притчи Христа о мытаре и фарисее несет глубокий смысл: направить христианина на путь смирения через отказ от гордости и самомнения, потому что только такой путь ведет человека к Богу.
Гордого «праведного» фарисея не могли спасти его «добродетели»: ни пост, ни молитва, ни милостыня. А «грешный» мытарь, осознавший свое недостоинство пред Богом, вышел из храма, как говорит об этом Евангелие, «более оправданным».
Святые отцы говорят, что человек, который готовится идти на брань, должен, во-первых, знать свое оружие и, во-вторых, должен знать оружие врага. Иначе он и своим оружием не сможет владеть в совершенстве, и, не зная оружия врага, может быть легко поражен им.
Оружие врага — гордыня. А оружие христианина — смирение. Вот два вида духовного оружия, то, с чего начинается путь духовный — путь покаяния. И это дает возможность человеку увидеть себя изнутри.
Пример тому мы видим и в притче о мытаре и фарисее. Именно смирение дает нам возможность достойно вступить на поприще Великого поста и в результате встретить Светлое Христово Воскресение».
Из проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина)