В конце мая – начале июня митрополит Томский и Асиновский Ростислав и епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан во главе группы паломников посетили Святую Гору Афон. Паломничество было приурочено к празднованию в 2016 году 1000-летия русского монашества на Афоне и явилось инициативой некоторых прихожан Томского Богородице-Алексиевского монастыря и других храмов областного центра.
В течение пяти дней паломники имели возможность помолиться у святынь Великой Лавры, основанной преподобным Афанасием Афонским, монастырей Ватопед, Ивирон и Григориат, общаться с насельниками Святой Горы, а также подняться на ее вершину.
Завершилось пребывание на Афоне посещением русского Свято-Пантелеимонова монастыря, где епископом Силуаном в сослужении насельников обители была совершена Божественная Литургия, на которой Святых Таин причастились также митрополит Ростислав, 101-летний игумен обители – архимандрит Иеремия и все томские паломники.
Для большинства томичей, сопровождавших в этой поездке томских владык, посещение Афона состоялось впервые. Некоторыми впечатлениями они поделились с читателями нашего сайта.
Александр Шалыгин:
«Первое пребывание на Афоне можно сравнить с важнейшими событиями для христианина, которые делят личную жизнь на периоды «до» и «после». Казалось бы, что может такого значительного представлять посещение нескольких монастырей, восхождение на гору, участие в богослужениях. Все это есть и вне Афона. Но здесь начинаешь понимать – почему Афон называют святым. Не какую-то его отдельную часть или особенность, а весь целиком – «Святой Афон». Мысли успокаиваются, в душе наступает мир, и ответы на многие важные вопросы начинают приходить сами собой. Это отмечали почти все участники нашей группы. Покров Богородицы и тысячелетний молитвенный подвиг афонских монахов стяжали на Афоне особую благодать Бога, которую начинаешь ощущать с первых минут пребывания на нем. То, что называют материализацией мысли – не успеваешь о чем-то подумать, а оно уже происходит.
Пребывание на Афоне — это яркая вспышка, в которой сложно выделить что-то одно – оно все необычно и впечатляет. Молитвенное пение братии Ватопедского монастыря, восхождение на вершину, усыпальницы со множеством черепов ушедших иноков, источник прп. Силуана Афонского и другие события менее чем за недельное пребывание формируют ощущение того, что Афон стал частью тебя самого. Как место рождения и детские годы делают места родными, так и Афон стал родным, где душа успокаивается и приходит ощущение домашней теплоты, мира и уюта. Сюда хочется возвращаться вновь и вновь, сохраняя память об Афоне на всю жизнь».
Александр Плотников:
«Отправляясь в паломничество на Святую гору Афон, я и близко не мог представить, что испытаю там. Несмотря на то, что я оказался в совсем новом для меня месте, я не ощутил никакой тревоги, никакого дискомфорта. Напротив, я оказался в состоянии полного спокойствия и удивительного умиротворения. Здесь присутствие Бога чувствуется всегда и во всем. Меняются люди вокруг, и меняешься ты сам. Здесь нельзя слукавить, обмануть, словчить, да и не хочется. Хочется поступать искренне и по совести. И с каким щемящим чувством потери я покидал Святую Гору!»
Михаил Овчинников:
«В наше время многое подвержено деградации, коррозии, приобретает сиюминутную окраску. Ведем ли мы речь о предметах материального мира, которые во времена наших прародителей служили не одному поколению, переходя от поколения к поколению, а в наши дни поточного производства служат нам максимум несколько лет; идет ли речь о человеческих взаимоотношениях, претерпевших метаморфозу от верности до гроба, до отношений на период эмоциональной совместимости, либо прагматичной целесообразности. А Афон все тот же, как и тысячу лет назад.
Конечно, вся поездка была сплошным впечатлением, ибо все было там не так, как здесь, все было сопряжено с прикосновением к вечности.
… Восхождение на святую гору Афон было незабываемо, поскольку восхождение на любую гору высотой более 2000 м для любого жителя равнины и болот незабываемо, а если оно совершается в месте, где по тропе поднимались многие святые и тысячи монахов, где вся тропа, ведущая к вершине, намолена ими и миллионами посетивших ее паломников, и эта тропа для каждого — часть небесной лествицы, по которой он стремится приблизиться к Богу!
… Последним монастырем, который принял нас, был русский Пантелеймон монастырь. Сильное впечатление произвело на нас посещение костницы – места, где в порядке и безмолвии хранятся главы всех монахов, упокоившихся в сей обители, начиная с начала 19 века. В храме, расположенном над костницей, где каждую субботу совершается лития о упокоении душ усопших, к нам в молчаливом безмолвии были обращены более чем 2400 глав монахов и немое прошение: «Помолись за нас», и немой вопрос: «А что делаешь ты для спасения души?» повисают в воздухе.
Здесь царит русский православный дух, русский размах — множество строений, корпусов для размещения братии и паломников (многие из строений еще ждут своего часа для возрождения и живут воспоминаниями о времени начала 20 века, когда братия состояла из нескольких сотен монахов, а по праздникам количество паломников исчислялось тысячами), молитва совершается на русском языке, а лица монахов спокойны, мужественны и сосредоточены и невольно напоминают лица монахов со старых икон и фресок. И, конечно, – глаза монахов… Во всех монастырях они просветленные, добрые и глубокие. Но здесь особенно. Воистину глаза не только зеркало души, но и духа.
… Празднование тысячелетия русского монашества на Афоне, которое проходило в то же время, когда мы были на святой Афонской земле, приобрело для меня особый смысл, ибо это событие после крещения Руси является вторым не только в хронологическом аспекте, но и в части судьбоносности для формирования русского православного духа, становления Святой Руси».
Фото епископа Силуана, Храмцова Александра, Иванникова Олега, Иванникова Никиты, Плотникова Александра.