Впечатления делегатов Колпашевской епархии о поездке на XXIII Международные Рождественские образовательные чтения. Материал опубликован в газете «Земля Чаинская» №6 (8147) от 7 февраля 2015г.
«Духовность и нравственность – наше конкурентное преимущество, это главные фундаментальные ценности, которые сохранят Россию в будущем». Этими словами Председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой нам захотелось начать нашу статью – своеобразный отчет о поездке на XXIII Международные Рождественские образовательные чтения, которые прошли с 21 по 23 января в г. Москва. Тема нынешних Чтений звучала так: «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».
Данный форум впервые прошел в 1993 году в виде конференции православных педагогов Москвы с количеством участников в несколько сотен человек и к 2015 году вырос в масштабное событие, способное повлиять на весь ход истории России.
Второй год представители Новоколоминской школы участвуют в работе этого грандиозного мероприятия в составе делегации Колпашевской епархии и, благодаря этому, имеют возможность поучаствовать в делах государственной важности, изнутри услышать, увидеть и даже пообщаться с людьми, определяющими важнейшие направления развития государства, общества и Церкви.
Мы реально почувствовали, что сегодня, в условиях небывалого давления на Россию, оголтелых попыток сломить и разрушить не только экономику, но и нашу духовность, нравственность, растоптать историческую правду и, в конечном итоге, уничтожить православную цивилизацию, происходить небывалое объединение всех заинтересованных сторон и слоев общества: исполнительной и законодательной власти, представителей всех религиозных конфессий, науки, культуры, образования, казачества, правоохранительных органов, высшей школы и т.д. для того, чтобы сохранить Россию.
Чтения давно вышли за рамки образовательных, а в этом году стали огромной площадкой для обсуждения вопросов кардинального решения проблемы возрождения духовности, нравственности, православных традиций русского народа, восстановления исторической справедливости.
Более 15 тысяч участников из всех регионов России и стран канонического присутствия Русской Православной Церкви приняли участие в работе более чем 150 площадок, круглых столов, секций, конференций, презентаций, мастер-классов и т.п., на которых участники обменялись накопленным опытом, представили новые разработки в области образования, духовно-нравственного просвещения, миссионерской и катехизаторской деятельности, социального, молодежного, тюремного служения, связи с соотечественниками, взаимодействия Церкви и общества, работы со СМИ, и по многим другим направлениям.
В рамках Чтений в Государственной Думе прошли III Рождественские Парламентские встречи, и впервые в Государственной Думе выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В этом году на Парламентских встречах были рассмотрены важнейшие вопросы современной политики РФ в области духовно-нравственного воспитания, взаимодействия Церкви, государства и общества, противодействия вызовам современного мира. Пленарное заседание было посвящено теме «Ценности восточно-христианской цивилизации, их отражение в морали и праве. Наследие, современность, будущее»
Особо хотелось бы рассказать о работе той секции, в которой мы приняли непосредственное участие: «Духовно-нравственное воспитание в российской школе: состояние, проблемы, перспективы».
От Томской области на заседании работали руководитель Отдела религиозного образования и духовного просвещения Колпашевской епархии И. Ю. Коновалова, доцент Томского государственного педагогического университета А. Н. Кошечко, учитель школы №1 с. Александровское, лауреат Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя-2014″ Л. А. Шумейко, учитель Новоколоминской школы Т. А. Белевич.
В дискуссии участвовали зам. министра Минобрнауки РФ, депутаты Государственной Думы, ведущие учёные, священнослужители, представители общественности и СМИ. Все выступления были яркими и запоминающимися. В них часто звучала критика в адрес Министерства образования и науки, благодаря которому главной целью школьного образования стала информационная составляющая. Было сказано и о коммерческой вариативности учебников, и о качестве знаний по русскому языку, литературе, истории Отечества, о необходимости создания единой линейки учебников по этим предметам с обязательной их экспертизой совместно с представителями традиционных конфессий, о необходимости введения сквозного курса ОРКСиЭ, принятия новой концепции духовно-нравственного воспитания, которая должна стать общенациональным документом, недопустимости использования эфирного времени для показа программ, пропагандирующих насилие, бесчестие и низменность, пошлость, о разработке единого нравственного кодекса российского педагога, об ответственности руководителей школ за создание в школе соответствующей духовно-нравственной среды и т.д.
Участники секции, обсудив вопросы совершенствования условий приобщения детей к традиционным духовно-нравственным ценностям в системе образования, выработали большой перечень конкретных рекомендаций Правительству РФ, Государственной Думе, Министерству образования и науки РФ, Министерству связи и массовых коммуникаций, Министерству культуры, органам государственной власти субъектов РФ, Российской академии наук и Российской академии образования, средствам массовой коммуникации. Среди них:
• осуществление комплексной государственной поддержки в области духовно-нравственного воспитания и образования молодёжи;
• контроль за СМИ в части требований постоянной позитивной пропаганды духовно-нравственных норм и идеалов жизни, соответствующих традиционным национальным духовно-нравственным ценностям России;
• требование повсеместного повышения культуры разговорной и письменной речи в учреждениях и разного рода организациях, включая недопущение использования вульгаризмов и «слэнговых» выражений, безосновательного засорения речи иностранными словами, прерывания рекламными роликами демонстрируемых видеоматериалов и прежде всего — детских телевизионных познавательных передач и фильмов;
• совершенствование федерального законодательства об образовании в вопросах восстановления в школе полноценного гуманитарного образования и развития духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи;
• внесение в ФГОС образовательные программы, направленные на введение сквозного с 1 по 11 класс курса религиозных культур и российской (гражданской) этики и др.
Помимо этого, мы смогли поучаствовать в работе нескольких очень важных площадок: «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи средствами кино и телевидения», «Мировоззренческие традиционно-ценностные основания преподавания истории Отечества», «Нравственные основы семейной жизни в школьном образовании», «Защита семьи как цивилизационный вызов XXI века». Названия секций говорят сами за себя. На них обсуждались и принимались решения о том, как достойно ответить на вызовы современного мира с помощью сохранения духовных традиционно-культурных ценностей народов России. Главный вывод, который мы сделали – мы едины. О чем бы ни шла речь, везде ощущалось единство и согласие в необходимости отстаивания национальных интересов на основе возрождения исторической духовности.
Ознакомиться с материалами Чтений можно на сайте http://mroc.pravobraz.ru/. С итогами участия делегации Колпашевской епархии – на сайте //svjatoynarym.ru/.
Формат статьи, к сожалению, не позволяет более подробно описать все события, встречи, решения. Мы уверены, что разговор продолжится и на предстоящем 17 февраля подписании договора о сотрудничестве Администрации Чаинского района и Колпашевской епархии, и на методических объединениях и встречах педагогов. Еще раз хотелось бы поблагодарить лично Владыку Силуана, епископа Колпашевского и Стрежевского, и руководителя Отдела религиозного образования катехизации Колпашевской епархии Коновалову Ирину Юрьевну за ту реальную помощь, которую они оказывают нашим педагогам и ученикам в деле духовного становления.
М. И. Горбунова, директор МБОУ «Новоколоминская СОШ»
Т. А. Белевич, учитель МБОУ «Новоколоминская СОШ»