В этом году православные верующие нашей страны отмечают событие, которое 25 лет назад стало отправной точкой для возрождения российской духовности: в 1988 году прекратились гонения на Русскую Православную Церковь. Эта дата послужила темой для данного материала. О том, как изменилась духовная жизнь государства за четверть века, о развитии церкви и деятельности Колпашевской епархии мы пообщались с епископом Колпашевским и Стрежевским Силуаном.
– В этом году верующие отмечают сразу две важные даты – 1025-летие Крещения Руси и 25-летие окончания гонений на церковь. При этом последние два с половиной десятилетия имеют не меньшее значение, чем предыдущая тысяча лет. Как за эти годы изменилась роль Церкви в жизни государства в целом и его граждан в частности?
– После окончания гонений Русская Православная Церковь оказалась в совершенно новых условиях. На протяжении долгого времени советская власть вмешивалась в дела Церкви, всячески вторгалась на ее территорию. Теперь же Церковь обрела свободу, что не могло не сказаться на ее существовании.
Церковь в нашем Отечестве всегда имела значение хранительницы базовых, духовных ценностей, которые касаются не только духовной жизни человека, но и всей остальной его жизни. Ведь от того, как живет человек, какими мотивами руководствуется, каков критерий различения добра и зла в его душе, зависит итог его деятельности. И именно Церковь всегда была совестью нашего народа, напоминала о непреходящем, вечном в человеческой жизни, свидетельствовала о неизменных ценностях. Но для этого у Церкви есть только одно оружие – слово. И вот 25 лет назад голос Церкви вновь зазвучал в полную силу, будучи обращенным ко всей пастве – как наличной, так и потенциальной. Несмотря на все гонения, все еще оставалось много людей, которые признавали Церковь, старались в жизни руководствоваться христианскими заповедями, хранившимися в памяти народа и передававшимися из поколения в поколение.
Поэтому самое главное влияние церкви на государство и общество – это смелое свидетельство об истине, добре, непреходящей и нетленной красоте и призыв следовать этому пути. Ведь люди редко задумываются над тем, что будет через несколько лет, живут одним днем, не думая о последствиях своих поступков. А последствия эти бывают катастрофическими и для самого человека, и для его семьи, для общества и всего государства. Так что обращение к вечным ценностям, свидетельницей и хранительницей которых является Русская Православная Церковь, необходимо для созидательной работы, возрождения всего нашего государства. Но Церковь не призывает к отрыву от реальности. Напротив, она говорит, что духовное измерение человеческой жизни и внешнее, материальное связаны между собой. Евангелие призывает искать чистоты внутренней, сердечной, и тогда вся жизнь будет становится совершенной.
– Для того, чтобы донести эти истины до людей, как изменилась Православная Церковь?
– Как раз этот вопрос – очень сложный. Нужно понимать, что ценность Церкви состоит в ее неизменности. Христос Сам создал Свою Церковь и возглавил ее, поэтому сохранение в целостности и чистоте апостольского, воспринятого от Христа, предания, как раз и говорит об аутентичности Церкви.
Но, с другой стороны, Церковь – вовсе не замкнутое на себе сообщество. Изначально она была призвана Христом проповедовать Евангелие всему миру. И для этого есть разные средства: миссионерское дело, социальное служение, просвещение и пастырское окормление подрастающего поколения. В любой сфере человеческой жизнедеятельности можно свидетельствовать о красоте жизни в Боге. Но в зависимости от внешних условий, в которых существует Церковь, возможность эта может быть более или менее широкой. Как раз в последние десятилетия Церковь смогла «выйти за ограду храма».
Значительным событием является уже то, что по всей стране умножилось количество храмов, люди получили право свободно исповедовать веру своих предков. Это ‒ восстановление исторической справедливости. Но очень важно, что Церковь не осталась только в ограде этих храмов, а вышла за нее навстречу миру.
Несмотря на кажущуюся необычность активного участия Церкви в жизни общества в последние годы, на самом деле, в этом нет особой новизны. В истории Церкви все это уже было: в различные эпохи, в разных политических обстоятельствах, в разных странах христиане не ограничивались молитвой, но в общей, богослужебной молитве черпали силы для служения ближним во всех сферах социальной и политической жизни .
За последние десятилетия внешняя активность Церкви меняется, поскольку изменились и сами условия жизни, например, появились телевидение и интернет. И чтобы свидетельствовать о вечных ценностях, церковь эти пространства успешно осваивает. В заботе о благе народа голос церкви часто опережает инициативы общества и даже власти. Так, в 90х годах воспитание ушло из школы, общество перестало считать себя ответственным за воспитание подрастающего поколения. Считалось, что достаточно накормить и одеть детей, а они вырастут и сами сделают свой выбор. Это была ложная установка. И единственной, кто свидетельствовал об этом, была церковь, призывавшая уделять воспитанию надлежащее внимание. Церковь одной из первых заговорила и о демографическом кризисе.
– Православную церковь беспокоят проблемы молодежи. А готовы ли молодые люди обратиться к вере? Много ли тех, кто хочет служить церкви?
– И много, и мало. Конечно больше тех, кто, принимая Таинство Крещения, объективно соединяется с Церковью, но не готов в полной мере следовать высокому христианскому призванию в повседневной жизни. А молодых людей, которые активно входят в церковную жизнь, становятся настоящими прихожанами, то есть живыми членами церковного организма, принимают участие в жизни прихода, участвуют в богослужении, значительно меньше. Невозможно прийти в церковь без внутренних исканий: тайна прихода к Богу, вхождения в духовную жизнь – это интимный, сердечный акт. Его трудно отследить и проанализировать, тем более спрогнозировать.
Энергия, потенциал, жажда подлинного и настоящего у молодежи весьма сильна. Но куда приведет эта энергия, часто зависит от того, кто окажется рядом с молодым человеком. В Церковь никто никого не затаскивает: нужно чтобы человек сделал этот выбор осмысленно, в полноте ответственности за свое будущее. Но для того, чтобы осмыслить свой выбор, и нужна помощь. Четверть века назад я и сам был одним из тех, кто пришел в церковь из неверия. В моей жизни были встречи с верующими людьми, которые направили мои внутренние искания в нужном направлении. Мы это хорошо понимаем и в общении с молодежью стараемся направить искренние поиски правды жизни, свойственные молодости, в традиционное русло. Я многие годы читал лекции в разных томских вузах и всегда выходил из аудитории с большим удовлетворением от общения с молодежью. В процессе общения «иголки» осыпаются, а остаются только добрые, искренние, чистые сердца, которые на самом деле ищут правды. Нужно только донести ее.
– 25 лет назад, как и по всей стране, в Томской области активно начали возрождаться православные храмы. Продолжается ли этот процесс сегодня?
– Удивительно, но в советское время в Томской области не только существовало несколько храмов, но даже появлялись новые. В конце 80х-начале 90х годов прошлого столетия этот процесс умножился многократно. Верующие люди, которым прежде приходилось собираться тайно, стали обращаться и к церковной, и к гражданской власти с просьбами об открытии приходов и возвращении им, там, где сохранились, исторических церковных зданий. Церковные общины стали образовываться повсеместно, даже в отдаленных от Томска населенных пунктах, таких, как Колпашево, Каргасок, Стрежевой. На сегодня количество только зарегистрированных приходов на территории Томской области насчитывается уже около полтроры сотни. И этот процесс продолжается.
Что лежит в основе этого процесса? Вера людей и их жажда к церковной жизни. Она ведь не может ограничиться только домашней молитвой. Человек чувствует потребность участия в таинствах, а это возможно только в стенах храма. Только в церкви можно причаститься, принести покаяние, креститься, венчаться.
– Вместе с тем продолжается и строительство кафедрального храма в Колпашеве. Когда планируется полностью завершить работы по его возведению?
– Основные работы уже закончены. Но все же еще осталось много дел, которые незаметны горожанам, но от того они не менее важны. Сейчас требуется устранить недоделки на кровле храма, заняться отделкой интерьеров. Недавно был завезен гранит для облицовки пола в верхней части церкви, имеется керамическая плитка для нижнего храма. Но теперь нужны средства на оплату этих работ. Также в храме смонтирована газовая котельная, которая будет обеспечивать храм теплом в зимний период.
Не стоит забывать, что храм должен быть благолепным. А значит необходимо приобрести церковную утварь, изготовить иконостас. В новом храме иконостас будет четырехъярусный, таким он сформировался на Руси в эпоху Андрея Рублева и Феофана Грека как представленная в священных образах история отношений Бога и человека. Как раз сейчас мы занимаемся поиском средств на эти работы. И нам в этом активно помогают томские благотворители. Благодаря их поддержке написан нижний (самый дорогостоящий) ярус иконостаса. Эту часть иконостаса изготовили первоклассные московские мастера. Он выполнен в так называемом «рублевском» стиле древнерусской иконописи.
Но построить здание церкви – это только половина дела. Средства понадобятся и на благоустройство храмовой территории. Хотелось бы, чтобы это было место, куда каждый мог прийти и отдохнуть: со скамейками, дорожками, деревьями, клумбами и детской площадкой. Планируем, что в будущем духовно-просветительский и административный центры Колпашевской епархии будут находиться на одной территории. В храме и гостинице «Заря» (сейчас идет процесс передачи этого здания епархии) расположатся также библиотека церковной литературы, помещения для проведения занятий Воскресной школы и лектория для взрослых прихожан.
– Пока строительство продолжается, службы идут в старом приходе на ул. Обской. Кто из священников проводит богослужения?
– Клириками храма являются три священника и два дьякона. Один из клириков – отец Сергий Баянов – раньше служил в Могочинском монастыре. Остальные приехали из Томска. Когда храм откроется, службы будут проводиться ежедневно. Хотелось бы, чтобы было четыре священника, которые могли помогать управлять епархией и вести богослужения. А пока службы проводятся не реже трех раз в неделю, отмечаются все значительные церковные праздники. Помимо этого занимаемся другой деятельностью: проводим встречи с молодежью, в расширенном составе открылась Воскресная школа, ежедневно обновляется сайт епархии, с новостями которого могут познакомиться не только священнослужители, но и жители районов.
Л. ЧИРТКОВА.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Период гонений на РПЦ в России начался с приходом к власти большевиков. Декреты 1917 года провозгласили церковные земли народным достоянием, отменили религиозные привилегии и ограничения, объявили брак частным делом супругов. Одним из первых постановлений большевистского правительства стал декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Позднее был образован VIII («ликвидационный») отдел Наркомюста, призванный ликвидировать управленческие церковные структуры.
В 1918-1920 годы развернулась кампания вскрытия мощей святых Русской Церкви. Был вскрыто 65 рак с мощами святых, в том числе Серафима Саровского и Сергия Радонежского. В 1922 г. началось изъятие церковных ценностей. Однако такая политика не увенчалась успехом: шло частичное религиозное возрождение. Было разрешено регистрировать религиозные общества, а позднее прекратились закрытие церквей и аресты религиозного характера. Однако с 1928 г. главным критерием, по которому церковь причисляли к памятнику, стал момент ее постройки. Храмы, построенные позднее 1825 г. к памятникам не причислялись и государством не охранялись. Начался массовый снос храмов – их количество за советский период истории России сократилось в 10 раз. Религиозным объединениям запретили заниматься благотворительностью, организовывать паломничества к святым местам. Вне церковных стен деятельность духовенства ограничивалась посещением больных и умирающих, на всё другое требовалось разрешение.
В ходе Великой Отечественной войны руководство СССР отказалось от планов уничтожения религии и церкви и перешло к политике возрождения духовной жизни под жестким государственным контролем. Зато в период правления Н. С. Хрущёва (после XX съезда) наступило значительное охлаждение отношений между государством и религиозными организациями. Партийные, комсомольские и общественные организации развернули пропаганду против «религиозных пережитков», выросли налоги на доходы епархиальных предприятий и монастырей, с 1959 г. вновь началось закрытие действующих храмов (в том числе Киево-Печёрской лавры), аресты.
В 1988 году партийное руководство Советского Союза разрешило праздновать на государственном уровне 1000-летие Крещения Руси. В храмы на праздничные мероприятия пришли миллионы людей. Это стало началом духовного возрождения России, которое продолжается и сейчас. За 25 лет в стране и по всему миру РПЦ было построено 25 тысяч храмов. Ничего подобного в истории христианства не было никогда.
Газета «Советский Север» № 125 от 24 октября 2013 г.
Фото Алексея Смирнова