ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ЕПИСКОПА КОЛПАШЕВСКОГО И СТРЕЖЕВСКОГО
СИЛУАНА
ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ
И ВСЕМ ЧАДАМ КОЛПАШЕВСКОЙ ЕПАРХИИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры,
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Ныне сердца наши вновь наполняются безмерной радостью великой победы, одержанной Спасителем мира над двумя самыми страшными врагами человеческого рода – грехом и смертью, которые на протяжении тысячелетий сковывали всех без исключения людей рабскими узами стыда и страха. Но цена этой Победы бесконечно высока – вольные страдания и смерть Богочеловека Иисуса Христа. Такова цена человеческой свободы, которую оплатил Собою Человеколюбец Господь. Однако несмотря на непостижимое величие этой жертвы, «Он, – по мысли святителя Николая Сербского, – никому не навязывает Своей победы, хотя она и столь драгоценна, но оставляет людям свободу: принять ее или не принять» (Свт. Николай Сербский. Пасха. Евангелие о Победителе смерти). В Своем вышеестественном благородстве Создатель мира чтит свободу сотворенных Им разумных существ, желая привлечь их к Себе не могуществом силы, а совершенством любви.
Высокая ценность свободы всегда была очевидна для человека. Борьбой за нее наполнены и судьбы отдельных людей, и история всего человечества. Но как часто борьба за поверхностно понятое освобождение приводит, в конечном счете, к еще большему и духовному, и земному закабалению. Чтобы избежать такого трагического результата, мы, по слову святого апостола Иакова брата Господня, должны вникнуть в утвержденный смертью и воскресением Христа Спасителя «закон свободы» и в соответствии с этим «совершенным законом» строить свою жизнь (Иак. 1:25).
Бог, пришедший во плоти, свидетельствует о неразрывной связи свободы с евангельской истиной: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31,32). «Пребывание в слове Божием» означает искреннее, сердечное послушание единому истинному Богу, проявляющееся в тщательном и всецелом исполнении заповедей, сообщенных людям Божественным Откровением. Заповеди Божии и есть тот закон свободы, который не только освобождает нас от тирании диавола, греха и смерти, но и, возводя по пути богоподобия, делает причастниками Духа Божия, а «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).
Совершенная свобода заключается уже не в возможности выбора, и даже не в избавлении от насилия духов злобы, а в новом качестве бытия человека, охарактеризованного краткой, но глубокой формулой святого апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,20). Это означает, что во мне преодолено уже всякое противление Богу, порождаемое грехом, что наш внутренний человек возводится в такое состояние, при котором и ум, и сердце, и воля находятся во всецелом и органичном согласии с правдой Христовой, а Господь в ответ на это Своей отеческой любовью утверждает «внутрь нас» Свое Царство, «пришедшее в силе» (Лк.17:21, Мк.9:1). А «где царствует Бог, там – по свидетельству преподобного Симеона Нового Богослова – уже нет места никакому действию работы диаволей, но все обращается на служение Богу» (Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 29).
Итак, в чувстве смиренной благодарности Воскресшему Спасителю, явившему нам Собою жизнь вечную (1 Иоан.5:20), последуем богодухновенному апостольскому слову, обращенному к каждому верному: «стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1). Да подаст всем нам Господь, дорогие братья и сестры, Своей всесильною благодатью исполнить на деле этот призыв, выражая полноту своей свободы совершенной любовью к Богу и ближним!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
СИЛУАН, епископ Колпашевский и Стрежевской
Град Колпашево
Пасха Христова, 2015 год