боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Вновь переживаем мы великое торжество – Пасху непорочную, Пасху прекрасную, Пасху святую, двери райские нам отверзающую, всех верных освящающую (Стихиры Пасхи). Но Пасха именуется Святой Церковью также «таинственной», не по тому, однако, что от нас нарочито скрываются какие-то тайны, а, напротив, потому что Пасха открывает нам тайну Неба, тайну нашего спасения, тайну единения с Богом. Этой тайной, открывающей нам Бога и соединяющей с Ним, является воскресший Христос – наша Пасха (1Кор.5:7).
«Славное Воскресение Христово, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов, – есть собственное наше воскресение, которое мысленно совершается и проявляется в нас, умерщвленных грехом… Препрославленный и высший всякого начала и власти и силы, как умалился и умер ради нас, так и воскрес и прославился ради нас, чтобы сбывшееся в Его лице воспроизводить потом в нас и тем спасать нас» (Слово 29).
Восходя в Иерусалим, в преддверии своих искупительных страданий и животворящей смерти Господь говорит своим ученикам: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). В этих кратких словах заключается главный принцип подлинной жизни: жизни по духу, а не по плоти, жизни во спасение, а не в погибель.
Всё для нас – Христос! Он – путь, а вне Его бесцельные блуждания по беспутиям немирных помыслов, страстных чувств и неутолимых желаний, обращенных всецело лишь к падшему и лежащему во зле миру (1Ин.5:19). Только Христос – истина, а вне Его мрак неведения самих себя и Бога, слепая надменность земной учености (1Кор.8:1), служение вместо Отца Небесного отцу лжи и человекоубийце. Христос – это жизнь и жизнь с избытком (Ин.10:10), а без Него ежедневное умирание в болезнях, лишениях, скорбях, и в итоге смерть, и притом вечная смерть. Поэтому нет иной возможности обрести исполненный радости и блаженства покой в объятиях любящего Бога Отца, как только через Господа нашего Иисуса Христа!
Жизнью именует Себя Сын Божий, потому что Он – свет человеков (Ин.1:4), полнота благодати (Ин.1:14), радость неотъемлемая (Ин.16:22), мир премирный, истребление смерти (1Кор.15:26), любовь совершенная, пламенная, непрестающая.
Истиной является воплотившийся Бог Слово, потому что Он есть Божия Премудрость, Которой создан мир видимый и невидимый, и в Которой заключены все смыслы мира, ответы на все тайны бытия. Во Христе-Истине мы обретаем свободу от ошибок и заблуждений, но самое драгоценное, – нам даруется благодатное просвещение до той меры, чтобы видеть Бога как Он есть (1Ин.3:2).
Спаситель мира есть и путь истинной жизни. Во-первых, это означает для всех, воспринявших во святом крещении имя Христа, необходимость духовного движения, то есть подвига восхождения от земли к Царству Небесному; и лишь «употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Во-вторых, путем называет Себя Божественный Учитель, научая тем самым, что на стезе духовного восхождения нам должно следовать за Ним, ибо Он Сам говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин.12:26). А «Иисусу, – по слову святителя Григория Двоеслова, – последует тот, кто подражает Ему» (Сорок бесед на Евангелия. Беседа 2).
Какой же образ для подражания оставил нам Господь? В воплощении и рождестве Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп.2:7). В дни земного служения, возвещая «глаголы вечной жизни» (Ин.6:68) «и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф.4:23) не имел, «где приклонить голову» (Мф.8:20). Когда Его предавали, осуждали, били и распинали, Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8).
Да! «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Матф.7:14), но, неотступно и терпеливо следуя этим путем, мы «все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим.8:37). Научаясь у Богочеловека кротости и смирению сердца, мы непременно обретаем покой душам нашим, от чего и иго Христово видится благом, и бремя Его становится легким (Мф.11:29,30). Соблюдая заповеди Божии, мы чувствуем в себе непрестанно возрастающую любовь к Тому, Кто Сам так возлюбил мир, «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). И эта совершенная в Боге любовь изгоняет из нас всякий страх, а от этого «мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1Ин.4:17,18).
Так на пути следования за Христом воскресает наша собственная душа, приобщаясь вечной и спасительной Пасхи Господней, делаясь участницей нескончаемого «пира веры», наслаждаясь неосудевающим «богатством благости» (Свт. Иоанн Златоуст. Слово огласительное на день Святой Пасхи).
Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с нынешним Праздником праздников! Будем помнить: что бы не происходило в мире вокруг нас, Воскресение Христово уже совершилось и навсегда останется победой над смертью, грехом и диаволом. Молитвенно желаю, чтобы эта Победа всегда была для нас животворным источником духовных и телесных сил, утверждением в евангельской истине и вдохновением следовать за Христом по пути Его правды!
епископ Колпашевский и Стрежевской
Пасха 2021 г.