Преподобномученик Иларион (Цуриков), иеромонах Мирзоянский
(1856-1937)
День памяти 4 сентября
Преподобномученик Иларион (в миру Иродион Федорович Цуриков) родился 8 апреля 1856 года в селе Кривая поляна Острожского уезда (ныне Острогожского района) Воронежской губернии в крестьянской семье. Семья была глубоко религиозной, обе сестры его стали монахинями, а сам он отправился на Афон, куда прибыл 27 октября 1887 года. В течение пяти лет жил один в заброшенной каливе отшельником. 15 марта 1892 года был принят в Русский Пантелеимонов монастырь, где через год пострижен в рясофор с именем Иродион, а через пять лет в мантию с именем Ириней. Послушание монах Ириней проходил в пожарной команде обители, а также на подворьях в Москве и Одессе. Обладая хорошим голосом, он исполнял также и обязанности певчего во время богослужений.
С 1910 года отца Иринея вернули на Афон, где он вскоре сыграл ведущую роль в развернувшемся споре об имени Божием. Будучи ревностным делателем Иисусовой молитвы, имея немалый аскетический опыт, монах Ириней встал на защиту имяславцев, возглавив в монастыре это движение. Сотни приверженцев «имябожческого» учения с Афона отправили в Россию. В их числе был и отец Ириней, покинувший Святую Гору 3 июля 1913 года на пароходе «Херсон». Вслед за ним 17 июля 1913 года на пароходе «Чихачев» был выслан монах Флавий (Лаба, позже принял имя Иоанн), который был близок отцу Иринею.
Многие имяславцы, в том числе монахи Флавий и Ириней, покаялись и вернулись в лоно Православной Церкви, что подтверждает их переписка со старцами афонского монастыря. Не имея возможности вернуться на Афон из-за начавшейся войны, они поступили в московский Покровский монастырь, где их встретили большая любовь братии и отеческое отношение епископа Модеста. В Покровском монастыре отец Иреней был пострижен в схиму с именем Иларион. Точная дата пострига и хиротонии отца Иринея неизвестна. В 1921 году он упоминается в монастырских документах еще как «монах Ириней».
После произошедшей в России революции настоятели и братия Покровского монастыря как «служители культа» постоянно подвергались опасности ареста. В 1924 году схимонах Иларион приехал на хутор Соленый Армавирского округа Кубанской области, где уже жил отец Иоанн (Лаба). 29 июня 1924 года оба они были арестованы по обвинению в том, что «шли против советской власти и держались за старое».
Особым совещанием при ОГПУ иеромонах Иларион был осужден на три года ссылки в Нарымский край. Отбывал наказание в селе Парабель и в городе Обнорске (ныне Салехард). Иеромонах Иоанн (Лаба) на допросе 15 июля 1937 года упоминает об этой ссылке отца Иринея: «Первый раз меня арестовали 29 июня 1924 года в хуторе Соленом Лабинского района Армавирского округа. Я там проживал в пустыне [имеется в виду: жил в уединении в окрестностях хутора] с 1919 года, а после 1920 года перешел жить в хутор Соленый, где и отправлял религиозные обряды. Арестовали меня вместе с афонским монахом Иларионом (Цуриковым), который приехал ко мне из Москвы за то, что мы шли против советской власти и держались за старое. Дело на нас велось в Армавире, осужден я был ГПУ вместе с Цуриковым на 3 года ссылки. Ссылку отбывали в Нарымском крае, я отбывал в с. Большой Подъельник Карагасокского района, а Цуриков Иларион в селе Парабель. Освобожден был из ссылки в 1928 году».
После освобождения из первой ссылки в октябре 1928 года отец Иларион снова воссоединился с отцом Иоанном (Лаба), и оба они поселились недалеко от города Фрунзе (Бишкек) в горах на пасеке. 2 февраля 1929 года монахи были арестованы вновь. Приговором стала ссылка на три года в город Кзыл-Орда.
После освобождения из второй ссылки отец Иларион поселился в городе Мирзояне, куда к нему позднее приехали его сестры, монахини Магдалина и Гавриила. Туда же через некоторое время приехал из нарымской ссылки и отец Иоанн. По воспоминаниям жителей, иеромонахи регулярно совершали богослужения.
Из воспоминаний местной жительницы: «В городе Мирзояне в 1930-е годы было много ссыльных, не имевших крыши над головой, и мои родители Иоанн и Татиана, будучи глубоко религиозными людьми, принимали их в своем доме. Мама молилась Богу, чтобы в дом хоть бы однажды пришли священники или монашествующие. Однажды в ворота постучали, она открыла и увидела двоих монахов. Они сказали ей: «Татьянушка, ты нас звала, мы пришли к тебе». Это были сосланные в Мирзоян афонские монахи Иларион и Иоанн, и они остановились у нас. Это было в 1936 году. У отцов Илариона и Иоанна был антиминс, и они тайно служили в нашем доме литургию. Потом мой отец построил во дворе келью для отца Илариона, и он весь Великий пост провел в затворе, вкушая в день одну просфору с водой. Спал он на полу на оленьей шкурке. Отец хотел поставить ему кровать с матрасом, но батюшка сказал: «Я буду спать на мягком и на молитву просплю».
Про старцев скоро узнали многие горожане и стали приходить к ним за молитвенной поддержкой и советом, но они принимали не всех. Отслужив литургию на Троицу 20 июня 1937 года, отцы сказали: «Последний раз мы у вас служили. Скоро нас арестуют и расстреляют». Мама говорила: «Отец Иларион, мы Вас спрячем или увезем куда-нибудь». «Нет, — говорит, — не надо. Мы хотим получить мученические венцы…».
23 июня 1937 года последовал арест. Отец Иларион был обвинен в «участии в контрреволюционной организации, пораженческой агитации», в том, что он «руководитель тайного монастыря». На следствии виновным он себя не признал. 23 августа 1937 года по делу № 723 по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых), архиепископа Алексия (Орлова) было вынесено обвинительное заключение, в котором, кроме стандартных обвинений в контрреволюционной деятельности, было: «Цуриков Иларион и Лаба Иван — руководители тайного монастыря в Мирзояне, находились под руководством Кобранова и Кирилла Смирнова. Вели контрреволюционную агитацию о скором падении советской власти и восстановлении буржуазного строя, производили тайное пострижение в тайное монашество». Как итог был вынесен приговор: высшая мера наказания. 4 сентября 1937 года отец Иларион (Цуриков) был расстрелян.