Интервью епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана газете «Северная звезда» №1 (11621) 5 января/2015.
В декабрьские морозные дни в Стрежевом побывал с архипастырским визитом преосвященнейший Силуан, епископ Колпашевский и Стрежевской.
— Владыка, епископ в переводе с греческого – смотритель, блюститель, где-то надзиратель. Мы вас видим достаточно часто. И ваш приезд всегда дисциплинирует, настраивает на ответственную встречу Вас и тех святынь, что Вы нам привозите. А каким вы находите наш приход? Ваш приезд не только для всех нас радость, но и смотр рядов. Как военачальник проводит смотр войск, так и христианский начальник смотрит на воинов Христовых…
— Главная цель, которую я преследую, посещая приходы, это молитвенное общение с верующими людьми. Все они являются паствой Колпашевской епархии, которая вверена моему попечению. Приход храма святителя Николая в Стрежевом один из самых крупных в этой епархии, и само название города входит в титул правящего архиерея. Поэтому совершенно логично, что здесь я бываю так часто, насколько это возможно.
Святитель Николай, которому посвящён этот приход, один из самых почитаемых угодников Божиих в христианском мире и в православной Церкви. Русские люди призывают его святое имя вслед за именем Божиим и именем Пресвятой Богородицы, уповая на то, что он поможет. И это упование не остается бесплодным. Известно множество примеров, когда свт. Николай приходил на помощь к тем, кто к нему обращается. Лично мне он дорог тем, что храм, который был первым в моей жизни, тоже освящён в честь свт. Николая.
Приход в Стрежевом большой и один из самых активных. Это и правильно. Город – самый большой населенный пункт на севере Томской области. И, слава Богу, что духовенство Свято-Никольского прихода имеющиеся в городе возможности использует в полной мере. Это мне особенно утешительно. Конечно, центром церковной жизни является богослужение. Хотелось бы, чтобы оно здесь совершалось чаще. Но для этого нужны дополнительные силы, нужны ещё священнослужители. Скоро в Стрежевом появится ещё один приход, и нагрузка на священников возрастёт. Для сравнения скажу, что в Колпашево, где размещена епископская резиденция, приходится четыре священника на два храма. У вас в данный момент недостаточно сил. Но есть достойные кандидаты на принятие священного сана среди стрежевчан, так что постепенно эта проблема разрешится.
Отрадно, что куда ни придёшь, с кем не вступишь в общение, будь то руководители города или представители системы образования, культуры или правоохранительных органов везде священников прихода знают, везде есть планомерная и плодотворная работа, приносящая свои плоды. И очень радует то, что приход здесь живой и активный. Причём я бы сказал, что он не только активный, но и творческий. У вас много начинаний, которые не только в нашей епархии, но и в масштабах всей Церкви могли бы стать примером для подражания. Такие своеобразные церковные инновации. Достаточно вспомнить о тех театральных постановках, которые осуществляют клирики, причем по своим собственным драматургическим произведениям. Сам настоятель прихода, отец Стефан, пишет пьесы, они ставятся на сцене и посвящены нравственным проблемам, а это тоже пастырское попечение о духовном развитии людей в современных доступных и приемлемых формах, что замечательно само по себе. Так что творческий потенциал прихода — одна из важных и значимых его особенностей. Есть множество и других достойных начинаний. Мы даже берём что-то на вооружение для себя, и при посещении других приходов я часто привожу стрежевчан в пример. В меру тех возможностей, которые есть на других приходах, предлагаю что-то заимствовать. Конечно, нет предела совершенству, и всегда есть что-то, что можно сделать лучше. Свои посещения я рассматриваю как дополнительный импульс такого совершенствования церковной жизни, своего рода катализатор уже происходящих процессов.
Важно, что духовенство Свято-Никольского прихода очень ответственно относится и к своим обязанностям, и к моим архипастырским обращениям, так что второй раз напоминать не нужно. В этом плане стрежевские священники также являются примером для многих других.
—В последние годы на приходе осуществляется значительная миссионерская деятельность. Насколько важно быть миссионером в социальном служении? Есть мнение у ряда горожан, что важнее помочь, а проповедь вторична… Насколько важно, помогая другим, нести слово Божие, хоть шажок сделать на пути служения Богу через слово Евангельской истины?
— В Символе веры — основополагающем христианском тексте, содержащем главные вероучительные истины, — мы исповедуем веру в апостольскую Церковь. В то, что Церковь наша не только единая и святая, но и апостольская. У этого понятия есть много значений, среди которых — и призвание всех членов Церкви к свидетельству о Христе. Это то дело, которое поручил Господь своим ученикам. Они названы апостолами — посланниками. Своё служение Церковь осуществляет на протяжении двух тысяч лет в разных формах. Смысл его — свидетельство о Христе, о Его правде. Правде, выраженной заповедями, главная из которых — о любви к ближнему. И Христос заповедует любить не только ближних, но и дальних, и даже врагов. Всех, без исключения! Причем любовь эта должна быть деятельной. Когда апостол Павел даёт определение любви, то для него любовь это прежде всего действие, не только внутренние переживания, а действие: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 послание св. Ап.Павла к Коринфянам 13:4-7)».
Когда мы идём к тем, кто нуждается в нашей помощи, даже материального характера, мы руководствуемся именно таким отношением к людям. Оно продиктовано нашей верой и желанием в заботе о ближних послужить и Богу, выразив таким способом любовь к Нему. Потому что Он первый послужил всему человеческому роду — и в дни своей земной жизни исцелял и врачевал недуги, воскрешал мертвых, и с небес продолжает нас утешать и укреплять.
Конечно же, любое общение с человеком предполагает некую полноту. Человек — не только тело, но и дух. И поэтому даже врач, который призван врачевать тело, старается подбодрить своего пациента, зная что прежде всего для исцеления необходима воля к жизни, бодрость духа. Без этого человеку, находящемуся в глубокой депрессии, помочь медикаментозно очень трудно, даже сильными средствами. Тем более, когда приходят верующие люди, чтобы поддержать нуждающегося, вполне закономерно и естественно, что помощь осуществляется не в молчании, а сопровождается словом утешения, ободрения, которое вливает в сердце скорбящего человека надежду, что он нужен, что его жизнь не бессмысленна, не бесцельна.
С точки зрения христианского миропонимания, в основе всех телесных недугов и жизненных невзгод лежит прежде всего болезнь души. Это не всегда грех, может быть неведение, немощь и ограниченность человеческой природы. Важно сознавать, что человек нуждается в поддержке. И порой в слове ободрения, укрепления человеку достаточно услышать то, что он и сам хорошо знает, но услышать это от другого. И это дополнительное свидетельство о тех истинах, которые он и сам вроде бы разделяет, сильней утверждает его и в собственных принципах и в позитивном отношении к миру. Иногда доброе слово и человеческое сочувствие играют роль не меньшую, чем медицинский препарат, а порой и большую.
— Вопрос преодоления препятствий и смирения на жизненном пути. Зачастую там, где нужно смиряться, человек пытается пойти напролом и решить всё так, как представляется ему. Ответы на свои вопросы человек ищет сам, но как людям не заплутать в поисках истины? Найдите слова для людей, кто пал духом и считает путь смирения слишком тяжким для себя.
— Мы должны различать, с одной стороны, смирение, а с другой, депрессию или уныние. Это диаметрально противоположные понятия. Можно сказать, что там где уныние, там нет смирения. И, напротив, там, где есть смирение, там уныния не бывает. Сам Господь, пришедший во плоти на землю, призывает научиться у Него кротости и смирению. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29) — говорит Христос. Это удивительно: всемогущий Бог, в руках Которого весь мир и судьбы всего человечества, является одновременно и самым смиренным существом в мире. Это свидетельствует о том, что смирение — черта не деградации человека, а, напротив, — величия, некоей полноты его жизни. Смирение — это сила, которая помогает человеку преодолевать все невзгоды. Смирение не пассивность, это активная позиция, не опускание рук перед испытаниями, а стремление осознать себя перед лицом этих испытаний. Осознать то, чего хочет от нас Господь.
С точки зрения христианского понимания жизни, человек находится под водительством Божьим. В жизни каждого из нас действует Божий промысел. Понятие промысла предполагает, что Господь видит и помнит человека каждое мгновение его жизни, и что без ведома Божьего ничего в жизни не происходит. Другое дело, что не всё происходит, непосредственно исходя из воли Божьей. Есть вещи, которым Господь попускает случиться в нашей жизни как бы помимо Его воли, но и они даются нам с той целью, чтобы мы могли получить какую-то пользу, в первую очередь духовную. И не только… Даже болезни и иные тяжёлые испытания могут стать поводом к духовному изменению человека в лучшую сторону, а порою и к перемене всей жизни. Это чувство промысла Божьего, способность увидеть участие Бога в нашей жизни, способность различить то, чего Господь от нас ждёт, и есть смирение. И это категория не психологическая, а духовная, ибо она предполагает некое взаимоотношение с Богом. Без Бога, без веры смирение невозможно. Смирение помогает человеку,во-первых, мужественно принимать испытания, и, во-вторых, иметь силы их преодолеть и понимание того, как это сделать. Очень часто мы сами себе вредим, когда в ответ на удары судьбы начинаем предпринимать хаотичные неосмысленные действия, которые только запутывают нас. А смиренный человек прежде всего желает понять, какова причина происходящего и что нужно делать; чего хочет Господь Бог? А Бог всегда хочет нашего блага, и Он никогда не ошибается. Поэтому, если мы нащупаем волну Божественного промысла, научимся всем сердцем её слышать, это убережёт нас от ошибок и приведёт к благу, то есть, к счастью — и в этой жизни, и в жизни будущего века. В Евангелии сказано: « Не всякий говорящий Мне: «Господи, Господи», — войдёт в царствие Небесное, но творящий волю Отца Моего Небесного».
В заботе о ближних нужно доверять Богу и помнить, что Божий промысел действует не только в нашей жизни, но и в жизни наших близких. Пути Господни неисповедимы. Мы не всегда знаем, какими путями Он приводит к Себе того или иного человека. Бог не формалист. Он смотрит не на количественные показатели нашей церковной жизни, как часто мы ходим в церковь и приступаем к таинствам, а на качественные, с каким духовным устроением мы это делаем. Плохо, когда мы привыкаем к таинствам и участвуем в них механически, формально, недостаточно внутренне себя к этому подготовив. Мария Египетская, как известно, причастилась всего несколько раз в своей жизни, но достигла величайшей святости. Бывали случаи и прямо противоположные, когда даже иерархи Церкви, причащаясь по нескольку раз в неделю, оказывались ересиархами, впадая в такие заблуждения, которые вслед за ними уводили от истины сотни тысяч людей. Так что сам по себе факт посещения храма и участия в таинствах недостаточен. Он важен, так как без церковных таинств невозможно прийти к Богу, но необходимо нечто ещё. Господь ищет прежде всего человеческого сердца, а сердце человеческое — это бездна, которую сам человек в себе до конца не знает. А Бог знает! Сердце каждого человека — это уникальный мир, неповторимый, другого такого просто нет; в самой глубине личности человек неповторим. Именно в этой глубине и совершается встреча человека с Богом. И Господь знает, каким путём вести каждого.
С другой стороны, мы не можем быть совершенно безучастными к судьбе дорогих нам людей. И важно понимать, что промысел Божий не только заботится о наших ближних, но и предполагает какое-то наше участие в их духовных исканиях. Если это — человек, хотя и заблуждающийся, но способный услышать слово истины, может быть, мы что-то должны сделать. В общении с близкими людьми нам стоит избегать двух крайностей: и полного невмешательства и вмешательства слишком нарочитого.
Ещё одна сторона общения с ближними — любовь. «Любовь не ищет своего и не превозносится…». Она не пытается настоять на своём. Нам порой кажется, что мы выражаем истину, но, в действительности, пребываем в заблуждении, утверждая то, что по форме, может, и верно, но на опыте нами не пережито. И тогда наши слова бессильны. Потому что словам человека силу придаёт тот опыт, который за ними стоит. Так, современные Христу иудеи отмечали, что Он говорит «как власть имеющий»! «Власть» что-то говорить получает тот, кто эти слова исполняет на деле. Слова сами по себе бессильное оружие, если за ними не стоит жизнь. Мы же зачастую хотим от ближних того, что сами не делаем. Однако самое лучшее свидетельство об истине — это наша жизнь по истине. История Церкви знает немало примеров, когда даже молчаливая, но христианская жизнь близких оказывала благотворное воздействие на окружающих, порой и без слов приводя их ко Христу.
Необходимо давать определенный простор свободе человека. Не пытаться эту свободу ограничить, насильно направить в какое-то, понятное нам, русло. И любовь, которая «…не ищет своего» — жертвенная, не связывающая свободу человека. Свобода на то и свобода, что человек сам принимает окончательное решение. Наша задача — помочь принять такое решение, а это легче сделать, когда наш ближний имеет перед собой добрый образ христианской жизни. Здесь нужно немалое терпение, в основе которого доверие Богу, понимание того, что он заботится о всех без исключения людях и ищет их спасения.
— Когда ждать вашего следующего визита?
— Сам для себя установил, что буду бывать у вас два раза в год. Так что, если никакие обстоятельства не помешают, постараюсь быть в мае. Возможно, получится прибыть на престольный праздник.
Записала Т.МОНАСТЫРЁВА.