ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ
И ВСЕМ ЧАДАМ КОЛПАШЕВСКОЙ ЕПАРХИИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, досточтимые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с праздником Рождества Христова, которым освящается и благословляется начало нового года!
В этот день мы с благодарностью вспоминаем Того, Кто, будучи всемогущим Богом, стал простым человеком – не имеющим на земле в дни земной жизни ни власти, ни всеобщего признания, ни богатств, ни даже «где приклонить голову» (Мф.8:20). Отвергнув все привычные средства «лежащего во зле» мира (1Ин.5:19), Творец мира выбрал самый верный, но и самый трудный путь для возвращения в Отчий дом Своих заблудших детей – путь жертвенной любви, которая «не ищет своего» (1Кор.13:5), но отдает себя «за друзей своих» (Ин.15:13). Путем любви нисходит Бог к человеку, и только путем любви может взойти человек к Богу, в Царство Его вечной и нетленной жизни, ибо только «любовь покрывает множество грехов» (1Петр.4:8).
До Христа никто не мог пройти этим путем спасения и любви, потому что по причине грехопадения Прародителей человечество было разлучено с Небесным Отцом, лишено Его света и силы. Люди пребывали бесконечно далеко от вышнего Источника жизни, в беспросветной тьме неведения и смерти, в томительной безысходности.
Но во Христе все изменилось! И теперь во время рождественского богослужения мы слышим торжествующие слова пророка Исайи: «С нами Бог! Разумейте народы и покоряйтесь, ибо с нами Бог!» (Ис 8:9,10). Бог с нами! – что может быть отрадней этих слов?! В них великое утешение, надежда и вдохновение, потому что Господь уже не в недостигаемой дали, но – с нами! А значит, с нами и даже «внутрь нас» (Лк 17:21) – Его Царство, пришедшее в силе, и полнота присноблаженной жизни.
Однако, вместе с тем, наш повседневный опыт неопровержимо свидетельствует о том, что и после боговоплощения мир не перестал «лежать во зле». А в наши дни действие зла в мире столь широко и разрушительно, что колеблются сами основы человеческого существования, грех признается нормой, и очень многие вовсе не чувствуют присутствие Бога в своей жизни.
Где же и когда, при каком условии, светит в этой духовной тьме Божественный свет, дающий почувствовать всем сердцем, что Бог, несмотря ни на что, с нами? Ответ на этот вопрос – в словах Спасителя: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20).
Если мы собираемся друг с другом не ради земных предметов, но «во имя» Христа, чтобы служить Ему «в духе и истине» (Ин 4:24), то мы уже не обычное, чисто земное, сообщество людей, а Церковь Христова – «род избранный, – по словам апостола Петра, – царственное священство, народ святой» (1Пет.2:9). «Таинством таинств» называет святую Церковь преподобный Порфирий Кавсокаливит, ибо посреди погибающего мира только в Церкви «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит.2:11).
И поэтому не удивительно, что извечный враг человеческого рода более всего враждует против Церкви Божией, не только вооружая против неё гонителей и хулителей, не только увлекая ее членов в ереси и расколы, но и всеми силами стараясь водворить в самой Церкви «мерзость запустения» (Мф.24.15), когда, продолжая носить имя Христа, человек не живет по слову Христа, призывающего нас отвергнуться себя, взять свой крест и идти за Ним (Мф.16:24). Однако, несмотря ни на какие козни отца лжи, Церковь, по обещанию её Божественного Главы, «врата ада не одолеют» (Мф.16:18). А мы всеми силами да «будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу» (Евр.12:28), чтобы нам никогда не довелось услышать из уст Христа страшные слова: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр.3:1)!
Что же свидетельствует о нашем подлинном и ощутимом единстве с Богом? Из чего мы можем убедиться, что дарованная нам в Церкви «благодать Божия не тщетно была принята» нами (2Кор.6:1)? По утверждению апостола Иоанна Богослова, «если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает… Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:12,17). Церковь Христова – это пространство любви; той любви, которая является «совокупностью совершенства» (Кол.3:14), научиться которой по отношению к ближним, дальним и даже к врагам заповедает нам наш Господь (Мф 5:44).
И ныне мы имеем возможность насладиться благоуханием этой любви, наполнить ею своё сердце, когда в подражание нашему небесному Отцу и Спасителю и сами поспешим послужить тем, кто нуждается в нашей помощи словом или делом. Нет лучшего способа отпраздновать Рождение Христа, чем исполнить Его призыв бескорыстно любить ближних: утешить безутешных, обрадовать унывающих, поддержать беспомощных, простить обиды и прекратить вражду. Тогда мир вокруг нас станет светлей и лучше, а оттого светлей и отрадней станет и в нашей душе, потому что в ней, как некогда в Вифлеемских яслях, почиет смиренный и всесильный Бог – Бог света и радости.
В наступившем году благословение и любовь Божия в благодати Святого Духа да пребывает со всеми вами, сохраняя в добром здравии и благоденствии, направляя на путь мира и спасения!
Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан
Рождество Христово 2019 г.