ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ
И ВСЕМ ЧАДАМ КОЛПАШЕВСКОЙ ЕПАРХИИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Возлюбленные о Господе
всечестные отцы, досточтимые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с великим праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа!
Празднование Рождества Христова вновь и вновь обновляет в нас созерцание великой благочестия тайны: «Бог явился во плоти» (1Тим 3:16). Бездонная глубина этой спасительной истины усваивается ограниченным человеческим духом постепенно, в продолжение всей жизни. Это – наш с вами путь к Богу, у каждого свой, в меру духовного возраста и в соответствие с непостижимым, но всегда благим Промыслом о нас Божиим; подобно тому, как свой путь ко Христу был у вифлеемских пастухов, свой – у мудрецов-волхвов, свой – у апостолов, свой – у мытарей и грешников, свой – у невинно избиенных по повелению Ирода младенцев.
Но каким бы ни был этот путь, главным в нём всегда и для всех остаётся одно и то же – подвиг веры! Той веры, которой с жаждой искал среди людей Спаситель в дни Своей земной жизни и о которой не без горечи вопрошал Своих учеников: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк 18:8). Этот вопрос со страниц Евангелия обращён и к каждому из нас.
«Обнаружением невидимого» (Евр 11:1) называет веру святой апостол Павел, а преподобный Исаак Сирин следующим образом поясняет его мысль: «Как глаза видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное» (Слова Подвижнические. Слово 82). Нет иного способа познавать Бога, пребывать в общении с Ним и исполнять Его заповеди кроме веры, живой и истинной.
Но разве не были верующими иудейские священники, книжники, благочестивые фарисеи и многочисленные толпы народа, жаждущего от Иисуса Назорея чудес и исцелений?! Все они были наследниками богоизбранных святых патриархов, носителями древней духовной традиции, членами богоучрежденной ветхозаветной церкви, слушателями богооткровенного Писания. Все они жили ожиданием Мессии. Почему же, когда Мессия явился среди них, они не узнали в Сыне Человеческом Сына Божия? Почему так мало истинных учеников было у Божественного Учителя в дни Его земной жизни?
Не потому ли, что вера большинства современников Христа, оставаясь убеждением ума, перестала быть чистотой сердца?! А видение Бога, согласно заповедям блаженства, даровано лишь чистому сердцу (Мф 5:8). Чистота сердца – это совершенное отсутствие в нём столь обличаемой Богочеловеком лукавой надежды служить двум господам: Богу и многообразному богатству лежащего во зле мира (Мф 6:24). Среди этого гибельного для души богатства не одна привязанность к материальному благополучию, но всё то, что мешает нашему сердцу отдаться Богу и от пристрастия к чему призывает Он отрешиться каждого из нас. Только нелукавое, исполненное живой веры сердце может без страха, но со вдохновением и мудрой решимостью принять слова Христа: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. …Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк 14:26,27,33).
Не к ненависти призывает нас Бог любви, заповедавший человеку душу свою полагать за друзей своих (Ин 15:13), но – к решимости быть верным Ему и Его Евангелию: во всём, всегда, не взирая ни на что, даже до смерти! Ибо вера – ничто без верности! Без верности, о которой свидетельствуют дела веры, вера – мертва (Иак 2:20).
И в наши дни, когда грех колеблет не только устои человеческой цивилизации, но силится сокрушить и саму Церковь Христову, подвергая испытанию её духовное единство и стояние в истине, только подлинная и живая вера может сохранить в нас спасительную связь с Богом, только вера по вкусу может отличить правду Божию от лжи, только верность пребудет в спасительном ковчеге Церкви, вне которого спастись невозможно.
Припадём же, возлюбленные, ныне горячей верой вместе с волхвами и пастухами к яслям явившего Себя нам Бога и вместе с апостолами и всеми святыми последуем за Господом путём непоколебимой верности, куда бы Он нас не повёл! Только на этом пути веры и верности можем мы обрести богатство истинное, нетленное, неокрадываемое, безмерное – Самого Христа, нашу жизнь и блаженство!
Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан
Рождество Христово 2020 г.