Слово епископа Силуана на Открытии Макариевских чтений в Парабельском районе

Слово на Открытии Макариевских образовательных чтений в Парабельском районе 2017 г.
«Семья как нравственный фундамент настоящего и будущего человеческой цивилизации»

Уважаемые участники Макариевских чтений! Отцы, братья и сестры!

В конце октября – начале ноября текущего года в Москве прошел XXI Всемирный русский народный собор. Этот общественный форум объединяет известных российских политиков и общественных деятелей, представителей мира науки, культуры и образования, военачальников, соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья, которые, независимо от политических взглядов, объединены единой целью – заботой о настоящем и будущем России. Выступая на заседании собора, председатель Государственной думы Российской Федерации Вячеслав Володин назвал 5 базовых ценностей нашего народа, лежащие в основе российской государственности и общественного жизнеустройства. Эти ценности – семья, вера, сплоченность, Родина и справедливость. Думается, не случайно на первое место здесь поставлена семья. По мысли Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, не отдельные индивиды и не так называемые «малые группы» (то есть соседи, коллеги на работе, друзья по увлечению), а семья является структурной единицей стабильного, здорового социума, главным элементом солидарного общества. «Сохранение народа, культуры, языка, государства – все это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений» (Слово на Открытии XXI ВРНС).

Однако нельзя не видеть, что кризис института семьи приобрел в наши дни угрожающие размеры. На протяжении последних десятилетий не удается преодолеть ситуацию, при которой ежегодное количество разводов в нашей стране почти равняется количеству браков. Многие молодые люди законному супружеству предпочитают так называемую «свободную любовь» без взаимных обязанностей, без намерений рождения и воспитания детей. Современный человек, достигший удивительных высот в научно-техническом прогрессе, а также небывалого до ныне, – несмотря на все проблемы, – благополучия и комфорта, утрачивает самую существенную ценность своего земного бытия – семью, без которой, совершенно очевидно, будущее невозможно. В него попросту некому будет войти, ибо кризис семьи неизбежно ведет к сокращению рождаемости, то есть, в конечном счете, к вымиранию человеческого рода.

Сегодня ради того, чтобы у нашего народа было будущее, необходимо сконцентрировать усилия на сохранении и обновлении института семьи. Но для эффективного применения этих усилий важно утвердиться в верном и целостном представлении о том, что такое семья. Важно не сводить ее только к социально-экономическим или эмоционально-физиологическим отношениям, но увидеть в ней вместе со Святейшим Патриархом и спикером Государственной Думы именно духовно-нравственную ценность. Чтобы уяснить смысл и значение семьи под таким углом зрения, нам есть куда обратиться. Тысячелетняя духовная традиция нашего Отечества, восходящая к Божественному Откровению и кристаллизованная в Предании Православной Церкви, хранит чрезвычайно глубокое и вдохновенное понимание семьи.

Слово Божие свидетельствует: «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). По ходу отметим, что идея о творении человека «по образу Божию», по мысли авторитетных христианских писателей, утверждает высокое достоинство человека, а не бесчестит его. Так, сравнивая античное и христианское представление о человеке, святой Григорий Нисский указывает: величие человека не в том, что он – образ мира (микрокосм), как утверждали древние философы; а в том, что человек – образ Творца мира (Вселенной), Бога, бесконечно превосходящего Свое творение.
К «образу Божию» и его значению для семьи мы еще вернемся, а сейчас нам нужно ответить на вопрос: кого именно творит Бог? Ответ очевиден: Адама! Но что имеется в виду под «Адамом»? В оригинальном, древнееврейском, тексте в данном месте слово adam «человек» стоит с определенным артиклем – ha-adam, – имеющим значение собирательности. Иными словами, речь идет не об отдельном индивиде, а о человечестве, у истоков которого стоит мужчина и женщина, муж и жена, о коих в следующей главе книги Бытия сказано: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24) – то есть единое целое, единый организм.

Итак, точкой отсчета человеческой истории является не одинокий индивид, а семья, которая представляет собой не механическую совокупность двух и более субъектов, а новое качество бытия человека, уже не как автономных мужчины или женщины, а мужа, жены, а затем – отца, матери. Сами эти наименования содержат в себе указание на Другого, жизнь которого входит в мою жизнь, становится моей жизнью, а значит, обогащает и меняет меня, разворачивает от безысходной и тупиковой замкнутости на своем «Я» к все более расширяющемуся и в перспективе бесконечному «МЫ». Именно семья является началом, формирующим и человеческую личность, и общество в целом. Если можно так выразиться, семья – это двоичный код человечества: она и хранит, и передает через поколения все основы цивилизации.

Каков характер той целостности, того нового качества человеческого существования, которое мы называем семьей? Ответить на этот вопрос нам поможет обращение к другому библейскому тексту – Первому посланию святого апостола Павла к Фессалоникийцам, в котором о человеке говорится, как о целостности «духа», «души» и «тела» (1Фесс.5:23). Здесь важны 2 момента.

Во-первых, дух, душа и тело не столько части, сколько планы, или уровни, существования человека. Будучи единой личностью, он одновременно объективно содержит в себе все эти планы, как бы существует разом в трех измерениях. Тело – это физиологическая жизнь. Душа – психология, душевность: эмоции, рассудочная деятельность, инстинктивные желания. Дух – способность различать добро и зло, истину и ложь. К духовному плану человеческого бытия относится совесть, а также высшая, то есть совершенная, любовь – до конца жертвенная в отличие от любви душевной, которая всегда требует вознаграждения, взаимности. Но самое главное проявление духовной жизни – это вера, живой диалог с Богом, живая с Ним связь, поскольку Бог является изначальным и абсолютным источником духовности.

Во-вторых, дух, душа и тело в человеке – это, именно, целостность: упорядоченная и гармоничная (то есть согласованная, бесконфликтная) иерархия. Нормальное состояние этой иерархии, соответствующее замыслу Творца, предполагает приоритет духа над душой, а души над телом, что означает не подавление, а проникновение и облагораживание высшими началами в человеке более низких. Но возможны и искажения, когда доминирующими в самоопределении человека становятся начала более низкие, а то и откровенно низменные. Тогда человек, по выражению Библии, из духовного превращается в душевного или плотского, в котором желания побеждают долг, стихийные эмоции – правду, выгода – жертвенную любовь, самоуверенность – здравый смысл и истину.

Итак, семья как особый, наиболее полный на земле, образ существования человека в качестве «единой плоти», то есть целостного организма, тоже содержит в себе все три измерения и призвана быть их гармоничной иерархией. Духовный план семейной жизни предполагает единомыслие в понимании нравственных ценностей, единство духовного самоопределения, одну веру и общую религиозную жизнь. Душевный уровень семьи – это родство, созвучие душ; глубокое внутреннее приятие Другого, не взирая на его недостатки и даже грехи. Эта любовь, хотя и душевная, но являет собой дар человеку, открывает его земное призвание. Без такого внутреннего, искреннего, неисторжимого родства семья не может стать единым целым. Наконец, телесное измерение семьи – это общность материальной жизни: в супружеском общении, в воспитании детей, в ведении хозяйства.

Нормальная семья – такая, какой ее замыслил Творец – активно и полноценно реализует себя в гармоничной иерархии духовной, душевной и телесной жизни. В противном случае, если иерархия нарушается или один из ее планов приобретает искаженный характер, семья деградирует и может погибнуть, то есть распасться.

Каков же глубинный, наиболее сокровенный, последний и непреходящий смысл семьи? Вернемся к библейскому повествованию о творении человека. Итак, человек сотворен «по образу Божию»! Здесь кроется ответ на наш вопрос. Образ Божий, каким является человек, призван к богоподобию. Самое полное проявление Бога – это Любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем», – возвещает апостол-тайновидец Иоанн Богослов (1Ин.4:16). Следовательно, раскрыть в себе образ Божий, уподобиться Богу человек может лишь на путях совершенной любви. А семья – это школа любви, в которой умению жертвовать собой ради других учится каждый человек.

В сущности, народ, происходящий от одного родового корня, есть расширение семьи, одна большая, многомиллионная семья или «семья семей», как выразился Святейший Патриарх Кирилл. От духовного состояния семьи, как животворного ядра народа, от ее нравственного качества всецело зависит качество народной жизни в духовном плане и, как следствие, материальная мощь и благополучие страны, в которой эта жизнь протекает. А значит, настоящее семьи определяет будущее нации и всего человечества.