Интервью епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана газете «Северная правда»
Каргасок стал одним из первых приходов, который в рамках знакомства с новообразованной Колпашевской епархией посетил владыка Силуан, епископ Колпашевский и Стрежевской
С момента назначения правящим архиереем Колпашевской епархии в числе первоочередных задач епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан обозначил для себя более тесное и близкое знакомство с тем регионом, где ему предстоит вести миссионерскую деятельность. Его епархия находится в границах Александровского, Бакчарского, Верхнекетского, Каргасокского, Колпашевского, Кривошеинского, Молчановского, Парабельского, Чаинского районов и городского округа Стрежевой. Каргасок стал одним из первых приходов, где, после посещения двух кафедральных центров епархии (Колпашево и Стрежевой), он побывал. «Главная цель поездки — знакомство со священнослужителями, с верующими людьми, с теми местами, где они живут и трудятся, где находится их дом, как в материальном, так и в духовном плане», — сказал епископ Силуан в начале нашей беседы, состоявшейся после его молитвенного общения с паствой…
-Какое впечатление произвел на вас север Томской области?
-С северной территорией я немного знаком, а вот у вас, можно сказать, впервые. Был, правда, здесь пролетом, когда, сопровождая владыку Ростислава, посещал Новый Васюган и Средний Васюган. Возвращаясь оттуда, вертолет сделал остановку в Каргаске. Но тогда не было возможности познакомиться с поселком, разве что с воздуха его обозреть… А вообще люди на севере Томской области замечательные: простые, открытые, мужественные… До сих пор по большей части я жил в областных центрах. И то, что я открыл для себя в провинции, меня порадовало: жизнь здесь сохраняется, есть богатый духовный потенциал веры, а ведь это самое главное для возрождения и развития, в том числе и земного благоустройства, поскольку именно фундаменте православной веры созидалось наше Отечество, которое пережило много различных испытаний, но вновь и вновь возрождалось…
-Это правда, терпения и мужества сибирякам, большинство из которых являются потомками спецпереселенцев, не занимать…
-Существует такой парадоксальный духовный закон: чем нам труднее, тем ближе Господь. Поэтому многие из исповедников, новомучеников и вообще страдальцев, которые прошли через репрессии, выселения, лагеря и тюрьмы потом признавались, что никогда не испытывали такой духовной свободы как в эти трудные годы своей жизни. В этом есть глубокая духовная правда. Когда человеку слишком вольготно и сытно живется, когда он не соразмеряет свою жизнь с божественными заповедями и христианскими ценностями, с голосом совести, тогда Господь оставляет его жить самого по себе. И живя всецело по своей воле, руководствуясь исключительно своими индивидуалистическими желаниями и стремлениями, человек приходит к ощущению потерянности, одиночества, бессмысленности своего существования, так как он оторвался от Того, кто является источником его бытия. А когда человеку трудно, тогда Господь становится особенно близок и посылает свою помощь…
-Вы знакомитесь с каргасокцами, они — с вами. Скажите, с чем связаны преобразования в Томской епархии?
-Умножение епархий в составе Русской Православной Церкви — процесс общероссийский. Это естественное следствие развития церковной жизни. Лет 20 назад, когда в Томской области было всего четыре или пять приходов, сомневались: целесообразно ли открывать здесь особую епархию. Но за этот период количество приходов увеличилось многократно, шагнуло далеко за сотню. И из областного центра стало довольно сложно руководить церковной жизнью всего региона. Сам Томск требует немало внимания правящего архипастыря, и, конечно, побывать ему во всех приходах хотя бы один раз в год — это невероятно. За 14 лет до Каргаска он добирался всего несколько раз. А я планирую бывать здесь не реже 1-2 раз в год. Решение о выделении из состава Томской епархии еще одной было принято для того, чтобы архипастырь был ближе к народу. И по физическому расстоянию, и в плане духовного общения…
-Какие из задач Православной Церкви, на ваш взгляд, особенно актуальны сегодня?
-В разные исторические периоды общество в большей или меньшей степени осознает глубинное, богоподобное, призвание человека, которое указывает и на высокое достоинство человеческой личности, и на связанную с этим большую ответственность. Мы живем в такое время, когда, к сожалению, уровень такого осознания очень низок, размыт. Задача Церкви — напомнить людям о тех ценностях, которые лежат в основе их бытия, реализуя которые в своей жизни, они могут в полной степени раскрыть свой, данный Богом, человеческий потенциал. А это значит обрести то, чего жаждет в глубине человеческое сердце — счастья в этом мире и спасения в будущем… То есть цель всегда одна и та же. Но исторический контекст несколько корректирует формы и способы ее достижения. Сейчас особенно уязвимым является молодое поколение. Молодежь часто бунтует не потому, что она несет в себе некое начало разрушения, а потому, что не согласна с какими-то ложными ценностями, принятыми в обществе. Но при этом она не знает и истинных ценностей, поэтому мечется, иногда крушит все на своем пути. Молодость ищет героических поступков, подвига. Нужно открыть ей подлинные ценности, показать стезю, на которой героизм претворяется не в бессмысленный и даже разрушительный экстрим, а в созидательное для самого человека и его окружения подвижничество…
Кроме того, сегодня остро стоит проблема попечения о тех, кто нуждается в помощи ближних: сиротах, бездомных, безнадежно больных людях, одиноких стариках и всех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. Казалось бы, и благотворительность существует, и социальные проекты. Но часто все это совершается формально. Материальные средства порой ивыделяются, а живого духовного сочувствия нет. Нужно согреть души людей, чтобы они не чувствовали себя оставленными и одинокими…
Ну и, конечно, Церковь всегда являлась источником просвещения. Вообще Церковь — хранительница величайшей культуры нашего Отечества, а самое главное — ключей к этой культуре, с помощью которых мы можем раскрыть смысл того, что изображали на иконах Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек, о чем писали в своих произведениях Пушкин, Достоевский, Толстой. Сегодня духовное просвещение входит в школы. Яркий пример тому — Кирилло-Меффодиевские чтения, которые ежегодно организуются в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры и проходят в контексте православной духовности. К участию в этих мероприятиях, помогающих и взрослым, и подрастающему поколению лучше осознавать себя в этом мире, кроме Церкви, привлекаются местные органы самоуправления, учреждения образования и культуры… (от редакции: в Каргасокском районе в рамках Кирилло-Мефодиевских чтений, проходивших в течение мая, состоялось около сорока различных мероприятий, в которых были задействованы школы Каргаска, Павлово, Новоюгино, Нового Васюгана, Дом детского творчества, Центральная и детская библиотеки, МРЦТиД, Храм Спаса Нерукотворного, администрация района)…
-Растет число приходов, епархий, развивается церковная жизнь… Расширяется просветительская деятельность, и ее главной ставкой является курс на возрождение духовных традиций, осознание истинных ценностей… Между тем мы видим, что мир катится в пропасть, примером могут служить повальное увлечение наркотиками, потеря нравственных ориентиров, поддержка и пропаганда сексуальных меньшинств, причем на государственном уровне…
-На самом деле христианское сознание с самого его зарождения две тысячи лет назад эсхатологично, то есть оно всегда осознает, что конец мира будет, и что будет Второе Пришествие Христа и Страшный Суд… Когда человек знает, что будет отвечать за каждый свой поступок, и особенно за бездеятельность, когда мог, но не сделал что-то доброе, полезное, бескорыстное, он старается добиться максимального приложения сил в заботе о спасении своей души, не повергаясь при этом в пессимизм по поводу собственного несовершенства и невозможности достичь идеала… Мир в известном смысле деградирует со времен грехопадения Адама и Евы. Однако это не прямолинейный, а довольно сложный процесс. Известный христианский богослов Августин Блаженный написал замечательную книгу «Два града». Это библейские образы. Один град — Небесный Иерусалим, то есть общество, ориентированное на ценности вечные, духовные, христианские. Второй — город, который построил Каин, первый человекоубийца Это ‒ символ цивилизации, стремящейся жить без Бога и нравственных ценностей. Оба «града» сосуществуют на протяжении всей человеческой истории, как две духовные тенденции в одном и том же роде человеческом. Никогда не было такого идеального периода, когда был бы только «Град Божий», или, напротив, оставался бы только «град» духовного распада. Всегда в сердцах людских, по выражению одного из героев Достоевского, «Бог с дьяволом борется», и победа зависит от того, на чью сторону встанет сам человек. И сейчас мы боремся за наш народ: каков будет его выбор. Мы видим, к примеру, к чему привели трагические события 1917 года. То, что произошло в девяностых — отзвук предшествующего 70-летнего периода, когда из-под ног народа была выбита духовная основа, в результате чего постепенно все общество провалилось в болото бездуховности и распада, его затянуло туда, лишило сил… Радует, что сейчас намечается некий момент осознания подлинных истоков национального бытия. И Церковь возрождается, а она и есть тот источник, который может послужить обновлению ‒ духовно-нравственному, а вслед за этим социальному и даже экономическому и политическому ‒ всего общества… Сейчас Россия стоит на перепутье, и от того, какой сделает выбор весь наш народ, а не только политическая и экономическая элита, зависит ее будущее…
Справка СП
Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан хорошо знаком с нашим регионом. 14 лет он жил в Томске, управлял Богородице-Алексеевским монастырем. Он не только проводил время в обители. Был членом Общественной палаты Томской области в течение трех созывов, более десяти лет занимался в масштабах области организацией и проведением Дней славянской письменности и культуры, входил в состав оргкомитета, работал в коллегии департамента культуры Томской области, читал лекции в томских ВУЗах, преподавал в духовной семинарии. При этом за его плечами — Магадан и Чукотка, то есть миссионерская епархия, где приходилось налаживать церковную жизнь в еще более суровых условиях, чем сибирские…
N95-96(9161) газеты «Северная Правда» от 12.07.2013