«Князь Владимир, его роль в русской истории и современные попытки её дискредитации»

Доклад К. В. Фрейдман, регента церковного хора храма Преображения Господня с. Парабель,  на пленарном заседании VIII Кирилло-Мефодиевских чтений в Парабельском районе. 

Святой князь Владимир был внуком равноапостольной Ольги, сыном князя Святослава. В начале своего самостоятельного княжения он стремился всячески упрочить на Руси языческую религию. В 983 году, после победы над ятвягами, Владимир решил принести богам человеческую жертву. Бросили жребий, и он пал на юношу Иоанна, сына варяга-христианина Феодора. Отец не согласился отдать своего сына для жертвоприношения, и в результате они оба были убиты. Это событие произвело на князя неизгладимое впечатление.

Вскоре князь Владимир начал интересоваться историей обращения в христианство своей великой бабки, княгини Ольги. За религиозной жизнью на Руси пристально следили те, кто так или иначе был связан с Русью: православные греки, Римская Церковь, мусульмане Волжской Болгарии, иудаисты Хазарии. В 986 году, по данным летописи, все они присылали религиозные посольства в Киев для проповеди. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы. Затем он собрал своих старшин и бояр на совет. Было решено отправить послов и испытать каждую веру на месте, избрав для этого десять мужей, «добрых и смышленых».

Вернувшись, послы единогласно свидетельствовали, что нет лучше веры, чем вера греческая, православная. Выслушав их, бояре сказали Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из женщин». Так было принято историческое государственное решение о крещении Руси.

В августе 986 года положение греческих императоров-соправителей Василия II и Константина было очень тяжелым. Они обратились к могущественному князю Владимиру за помощью. Князь согласился, но в награду потребовал руки царевны Анны, сестры императоров. Константинополь вынужден был уступить, однако, при условии, что Владимир станет христианином.

Был заключен договор, согласно которому в 987 или начале 988 года шеститысячное русское войско прибыло в Константинополь. Но императоры не спешили выполнять условия договора. Тогда возмущенный греческим лукавством князь Владимир двинул свои войска в Тавриду и взял Корсунь, древний Херсонес. Отсюда в Константинополь был направлен грозный ультиматум: «Если не отдадите ее (Анну) за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». Ультиматум Владимира возымел силу.

Прибыв в Херсонес с митрополитом Михаилом, священниками и многими святынями, царевна обнаружила, что ее жених «по Божию устроению… разболелся глазами и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему Анна сказать, чтобы он крестился скорей». Услышав это, Владимир повелел крестить себя. Сразу после крещения болезнь отступила. Вскоре были крещены дети князя и его дружина. Наконец, настал день, когда крещение приняли все киевляне.

В наше время нередко приходится слышать утверждения о якобы насильственном крещении Руси. Вот, например, цитата из неоязыческого фильма: «За 12 лет христианизации только в одной Киевской области из 12 млн. населения 9 млн. были физически уничтожены». Оставим в стороне вопрос о том, могло ли в то время в Киевской области проживать такое количество людей. Просто сравним цифры. Летописи сообщают, что дружина князя составляла примерно 400 человек. Если же мобилизовать всех, кого возможно – получилось бы не более 80000 человек; летописи домонгольского периода не упоминают о большей численности ополчения.

Невероятно, чтобы эти 80000 вчерашних язычников, во-первых, не взбунтовались против повеления направить оружие на своих родственников и друзей, а во-вторых, смогли бы уничтожить 9 млн. человек, из которых, по крайней мере, 2 млн. составляли мужчины, вооруженные такими же мечами, луками и стрелами. Очевидно, что приведённое выше утверждение – ложь.

Просвещение Руси сразу же началось на церковно-славянском языке. Византия направила на Русь не греческое, а болгарское духовенство и богослужебные книги на церковно-славянском языке. В этом заключалась величайшая историческая правота Греческой Церкви в отношении Руси.

Но для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир с митрополитом Михаилом начали устраивать училища для обучения детей грамоте. Святитель Иоаким Корсунянин устроил училище в Новгороде. Такие же училища были и в других городах.

Труды великого князя Владимира и первых киевских митрополитов Михаила и Леонтия, верных его сподвижников, дали замечательные плоды. Прошло несколько лет, и к концу X века на Руси уже были свои епископы, священники и диаконы, значительно возросло количество грамотных людей всякого возраста и звания.

Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира; по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы. Больным угощение доставляли прямо на дом.

У самого же князя Владимира после принятия святого крещения разительно изменилось духовно-нравственное состояние. Из страстного, гордого человека он переродился в целомудренного, кроткого и необычайно милосердного.

Эпоха святого Владимира явилась ключевым периодом для государственного станов¬ления Православной Руси. Её крещение было важнейшим шагом государственного самоопределения.
Однако сегодня наблюдаются попытки не просто принизить, а совершенно дискредитировать личность князя Владимира и его роль в истории. Этим озабочено, в частности, неоязычество, которое заявляет о том, что русичи были великим народом, пока не приняли насильственное крещение. Они утверждают, что необходимо вернуться к своим корням, чтобы былое величие Руси возродилось.

Летописи донесли до нас скудные сведения о религии древних славян – их недостаточно, чтобы в полноте восстановить «веру предков». А среди упоминаемых в документах обычаев многие поражают воображение дикостью и чудовищностью. Очевидно, что выбор современного цивилизованного человека будет не в их пользу. Ближе и понятнее окажется культура его православных прадедов. Понимают всё это и неоязыческие проповедники. Поэтому скудный и неприглядный материал летописей замалчивается, а в ход идут «памятники», сочинённые в кабинетах. Об одном таком подлоге, ввиду его огромной популярности, стоит поговорить особо. Это так называемая Велесова книга (ВК).

Это безусловная фальсификация – и фальсификация неумелая, в отличие, например, от Зеленогорской и Краледворской рукописей Вацлава Ганки, распознать которые удалось не сразу. Лингвистический анализ дает неумолимый результат, не оставляет никаких возможностей другого варианта решения. Это грубая подделка довольно невежественного автора, которая по замыслу должна была представлять собой эпос древних славян. Есть и кроме языковых множество аргументов доказывающих, что книга не является подлинником. Но очень показательна именно лингвистическая экспертиза, которая обнаруживает чрезвычайно плохую филологическую подготовку автора. Был бы он квалифицированным филологом, то, возможно, проблема решалась бы сложнее. Знания, которыми он располагал, это то, что славяне – русские, украинцы, поляки, сербы и др. – когда-то были единым народом. Он представил себе язык, на котором они могли говорить и пришел к выводу, что древнеславянский язык 1000 лет назад – это все славянские языки, смешанные вместе. Текст на этом языке надо писать так – одно слово польскообразное, другое сербскообразное, потом – украинскообразное, русскообразное. И так строить каждую фразу.

Плюс к этому добавлять некоторые искусственные коверканья, лишние звуки, лишние слоги, или, наоборот, использовать усечение слов. Так он и сделал, причем сделал всё это абсолютно хаотически. По его представлениям, получившийся текст должен был производить впечатление древности. По-видимому, автор считал, что никакие специалисты больше, чем он, не знают. И если ему кажется, что это выглядит по-древнему, то и им будет казаться так же. Собственно научной дискуссии по поводу ВК нет – профессионалы (лингвисты и историки) немедленно распознают подделку и, за немногими исключениями, не считают нужным всерьез разбирать ее и даже просто упоминать.

Подлинность ВК защищают (часто фанатично и агрессивно) почти исключительно энтузиасты-любители и журналисты, не являющиеся специалистами в данном вопросе. Но, поскольку очень много увлеченных «огромной патриотичностью» и «ценностью» ВК, профессионалам приходится детально объяснять, почему она не является подлинником.

Есть и другие подобного рода «документы». Все они, несомненно, творения недавнего времени и никак не могут быть источниками сведений о религии древних славян. Следовательно, утверждение, что так верили наши предки – полная ложь и спекуляция на национальных чувствах россиян.

В наши дни очень многие используют лингвистику для продвижения своих идей – неоязыческих (как, в частности, всем известный юморист Михаил Задорнов) или же националистических. Причём лингвистику любительскую, не имеющую ничего общего с настоящей наукой. Проблема состоит в том, что эта дисциплина не изучается в школе. Но ввиду той тревожной ситуации, которая сейчас складывается, должна проводиться разъяснительная работа. У нас в школах преподаётся грамматика родного языка, какие-то основы иностранных языков. Но не даётся понятия о том, что происходит с языком в ходе истории, как он меняется, каковы связи между разными языками. Мало кто имеет представление о том, что изменения слов подчинены не менее строгим законам, чем законы, скажем механики, и что открытие их является результатом серьезных исследований, как, например, в физике или химии. И на фоне этого пробела в знаниях безумные выдумки находят живой отклик.

Особенно опасно, когда подобного рода идеи выдвигают такие известные люди как, например, академик А.Т.Фоменко. Многие считают, что если он крупный ученый – а в области математики его заслуги, действительно несомненны – его мнение в другой области так же заслуживает уважения. Но, как выяснилось, за пределами своей прямой компетенции человек может говорить чудовищные по глупости вещи. Начал он с заявления, что все наши представления о древних Риме, Греции, Египте, Индии, Китае, Западной Европе, Руси и др. – ложные. Что история всех стран была совсем не такой, как её преподают в школе и университете. В качестве доказательств он ссылался на математику и анализ астрономических явлений. Авторитет математики в обществе весьма высок – сочинения приобрели популярность. Однако на этом автор не остановился и начал выпускать книги, посвящённые рассказу о том, какой на самом деле, по его представлению, была история. Какие страны существовали, кто на кого нападал, какие были правители, куда и какие посылались войска. Ещё можно было бы допустить, что с помощью математики и астрономии учёный опроверг те или иные общепринятые датировки. Но как эти науки могут сказать, кто правил, какие у правителей были жены, дети, подчиненные? В последних книгах Фоменко уже нет ссылок на математику. Просто сказано – ранее мы уже доказали это.

Произвольно толкуя имена, географические названия, автор делает далеко идущие выводы и приходит к самым невероятным вещам. Например, Иван Калита и Батый – одно и то же лицо. Или – Ивана Грозного никогда не существовало, вместо него было четыре разных человека, один из которых – Василий Блаженный. «Индия» – предлагает перевести как «далеко», ссылаясь на славянское «инде». На самом же деле, «инде» означает – «в другом месте». Далее, «Брюссель» предлагает прочитать «Б. Русс». «Б» — сокращение от «бело». Получается – «белорус», т.е. Белоруссия. Ещё пример. «Перу» – первая. И ещё.

Слово «Венесуэла» в старой традиции читалось как «Венецуэла». Потому что русские не сразу узнали, что испанское «z» надо читать не как «ц», а как «с». Тем не менее, автор берет за основу ошибочное произношение и предлагает прочитать это слова как «Венец вела», т.е. «венец великий». Почему так страна называется – другой вопрос, главное по-русски. Отсюда делается вывод, что Южная Америка – земля, которая была и открыта, и колонизована, и цивилизованна русскими. Абсурдно, но тираж книг Фоменко перевалил за миллион. Это не считая той работы, которую он со своими соратниками ведет в интернете.

К подобному выводу приводит и то, что египетские иероглифы и этрусские тексты, по мнению Фоменко, читаются по-русски. Он считает, что когда-то почти весь земной шар – и Египет, и Индия, и Америка и другие земли – были русской территорией. Сейчас по некоторому недоразумению это не так. Неоязычники охотно продолжают эту мысль – Русь потеряла было величие, потому что приняла Христианство. Подобного рода концепции создают новую историческую картину, которую очень легко использовать, как для неоязыческой, так и для националистической пропаганды. А на какие «подвиги» могут вдохновляться фанатичные последователи этих идей, примеры имеются. Тем более нам стоит заботиться, чтобы крепко держаться того наследия, той великой культуры, начало которой было положено князем Владимиром.