Рождественское послание епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана

ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ
И ВСЕМ ЧАДАМ КОЛПАШЕВСКОЙ ЕПАРХИИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

  Возлюбленные о Господе

всечестные отцы, досточтимые иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

              Сердечно поздравляю вас с великим праздником Рождества  Господа нашего Иисуса Христа!

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» – воспевает святая Церковь, прославляя пришествие в мир воплотившегося Бога Слова. Тьма неведения божественной Истины, в которую был погружен человеческий род до этого великого и святого дня, не исчезла совсем, но была прорвана благодатным светом истинного богопознания. С тех пор до нашего времени небесный «свет во тьме светит», и тьма не в силах объять его (Ин.1:5). В этом свете в жизнь человека вновь вошел его Создатель, наполнив бытие Своего падшего творения собственной, вечной, жизнью.

Рождение Богомладенца произошло в тишине вифлеемской ночи, в смиренной обстановке пастушеской пещеры, в почти полной безвестности для мира. Однако та Ночь принесла не только столь понятную естественную радость от того, что «родился человек в мир» (Ин.16:21), но и стала гранью, за которой земная история человечества вступила в свой завершающий, самый важный и самый драматичный этап.

«Дети! последнее время» – возвещает христианам первого века святой апостол и тайнозритель судеб Божиих Иоанн Богослов, призывая не любить «мира, ни того, что в мире», хранить «помазание от Святаго» и остерегаться антихриста, то есть того, кто отвергает Христа (1Ин 2:18,15,20,22). Вся двухтысячелетняя история Церкви Христовой является этим «последним временем», наполненным ожесточенным стремлением духовной тьмы поглотить тот свет, который зажжен в сердцах учеников Господа благодатью посланного Им от Отца Святого Духа. «Против блага, которое предложил Христос, – поясняет преподобный Иустин (Попович), – восстает всякое сатанинское зло, против Его истины – всякая сатанинская ложь, против Его любви – всякая сатанинская ненависть, против Бога – весь дьявол, то есть вместо Христа появляется антихрист» (Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова).

Христиане первых веков, постоянно пребывая в условиях реальных или потенциальных гонений, жили сознанием этого «последнего времени», то есть острым ощущением близости Вечности, её священного присутствия в событиях земной истории, направляющего течение всемирной жизни к определенной Творцом и Вседержителем цели. То же ощущение не оставляло наиболее чутких христиан и в последующих, относительно мирных для Церкви, веках. Так, в недавнем прошлом известный православный подвижник иеромонах Серафим (Роуз) нередко говорил своим слушателям: «Уже позже, чем вы думаете».

И когда, увлекаясь устройством материального благополучия и собиранием земных сокровищ, люди перестают чувствовать этот священный, обращенный к Вечности, пульс собственной жизни и её неразрывную связь с Божественным промыслом, тогда, по попущению Божию, происходят такие события, которые потрясают человеческий мир, обнажают хрупкость его устоев, зыбкость всех его ценностей: войны, революции, социально-экономические кризисы, эпидемии, природные катаклизмы.

Однако сколь бы суровыми не казались эти испытания, в них всегда присутствует и глубокий созидательный смысл. Ибо они обновляют в человечестве потребность в том, что незыблемо и неизменно, потому что подлинно и вечно. Человек вновь и вновь словно оказывается у древа познания в Раю, перед выбором между добром и злом, истиной и ложью, светом и тьмой, жизнью и смертью.

Любовь Божия, действуя то тихим веянием сердечного мира, то бурей скорбей и потрясений (3Цар.19:12), терпеливо и неотступно влечет нас на путь жизни, к той великой цели, которая органично соответствует нашей природе, сотворенной по образу Божию. Эта цель со всей полнотой явлена Боговоплощением, свидетелями которого впервые вместе с пастухами и волхвами становимся мы при рождении Господа Иисуса Христа. «Сын Божий для того сделался Сыном Человеческим, – говорит в связи с этим святитель Афанасий Великий, – чтобы сыны человеческие… сделались сынами Божиими» (О явлении во плоти Бога Слова и против ариан).

Остаться лишь сынами и дщерями человеческими или, преодолев насилие плоти, обрести власть быть чадами Божиими (Ин.1:12) – в этом выборе и заключается смысл «последнего времени». И до тех пор, пока сердца людей не перестанут жаждать свободы «славы детей Божиих» (Рим.8:21), «последнее время» не завершится.

Дорогие братья и сестры, мы сделали свой выбор, встав некогда на путь веры Христовой. Но нам необходимо и отстоять свой выбор, утверждая его делами веры, являя нашу веру искренним покаянием и усердной молитвой, любовью к слову Божию и благоговейным причащением Святых Таин, послушанием Священному Преданию Церкви и тщательным исполнением евангельских заповедей, а более всего, любовью к Богу и ближним.

Всеблагой и всещедрый Господь да сохранит вас в наступившем году Своею благодатью в добром здравии и благоденствии, в мире с собой и близкими, и да умножит духовное преуспеяние ваше на пути спасения!

 

                                                                                Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан
Рождество Христово 2020/2021 г.