«С Афона никто не возвращается прежним» Интервью иеромонаха Никиты (Зверева)

В марте 2017 года настоятель храма Преображения Господня с. Белый Яр иеромонах Никита (Зверев) совершил паломничество на Святую Гору Афон. Предлагаем вниманию читателей сайта «Православие в Нарымском крае» интервью с иеромонахом Никитой.

— Отец Никита, сколько раз Вы бывали на Афоне?

Это моя первая поездка. Я мечтал об Афоне, еще когда учился в семинарии. Одно дело читать или слушать от других, а другое – приехать и самому все увидеть, ощутить атмосферу афонского жития. Однако с поездкой как-то все не получалось, и все планы каждый раз расстраивались. А поскольку всем и всеми на Афоне водительствует Пресвятая Богородица, можно сказать, что я вымолил свое паломничество на Святую Гору, когда в Иерусалиме почти весь сентябрь 2016 года служил в Горненском монастыре. Мое пребывание там пришлось на время Успенского поста. Я усердно молился Божией Матери на местах, связанных с Ее земной жизнью, и вот Царица Небесная после этого, шаг за шагом, подготовила и устроила мое долгожданное паломничество.

— Вы уже больше 10 лет в монашестве. Скажите, что поразило Вас на Афоне, что показалось необычным?

Еще до прибытия на Святую Гору – на пароме – я столкнулся с греческими паломниками и отметил их особенную благочестивость, несмотря на то, что греки шумные и очень непосредственные. Чуть позже в архондарике монастыря Ксенофонт я увидел, что  немалая стихийно собравшаяся группа мужчин греков около 4 часов (!) беседовала на разные аскетические темы с афонским священником. Видя мое удивление,  попутчики сказали, что греки любят поговорить о духовном. Это здорово.

Меня поразило такое стремление к пище духовной. На Афоне все по-другому – не как в мирской жизни. Там даже часы дня определяются по византийской традиции – в зависимости от заката солнца. От этого главным образом зависит и начало их служб.

Мне очень понравилось расписание жизни афонских монахов.
Ночная молитва у них обязательна. За час до ночной службы в среднем около  часа ночи (по-нашему) по звону колокола в каких-то монастырях личное молитвенное правило совершается каждым монахом в своей келье как, например, в монастыре Дохиар. В русском Пантелеимоновом монастыре монахи собираются все вместе в отдельном храме, который предназначен специально для такой братской молитвы. А затем (через час) на звуки била уже все собираются на общее богослужение в основном храме.

Трапеза в афонских монастырях проходит дважды в день. Но мы попали на Афон Великим Постом, и когда в пятницу после вечерней службы мы спросили: «А во сколько будут собираться на трапезу?», нам ответили, что сегодня вторая трапеза не предусмотрена.

Понравился общий для всех монастырей обычай выносить мощи святых. Обычно это происходит после службы, когда все паломники могут помолиться пред святынями. В некоторых монастырях существуют даже специальные комнатки, в которых хранятся святыни данного монастыря. Я по местному благословению прикладывал к мощам святых свой священнический крест.

За поездку я побывал в восьми из двадцати монастырей Святой Горы. Это монастырь Ксенофонт, затем наш русский Пантелеимонов монастырь, Ватопед. А с Иверона у меня с попутчиками Алексеем и Сергеем было тяжеловатое восхождение пешком в гору по лесным тропам при моросящем дожде в монастырь святого Филофея – оттуда мы часа четыре шли в греческий монастырь Кутлумуш (он находится рядом со столицей Афона – Кареей). Затем я расстался с попутчиками и один добирался в монастырь святого Павла и в болгарский Зограф. Во многие монастыри мы ходили пешком. Это очень благодатно – бродить лесными афонскими тропами. Думаю, в итоге мы прошли пешком по этой святой земле больше 25-27 километров.

В монастыре Ватопед приятно удивило большое число молодых послушников и иноков в возрасте от 12 до 18 лет. Это значит, что греки считают нормальным (как это было и в России до революции) кого-то из рода обязательно отдавать в монастырь, чтобы появился молитвенник за весь род. И эта монастырская молодежь – живая. Молодые послушники не просто с ответственностью несут свое духовное служение, но полнокровно живут им.

Поразил также греческий язык – он сложный. Но удивляет, что он пронизан знакомыми из богословия и богослужения словами. Например, главное таинство Церкви – «евхаристия», по-гречески означает «благодарение». А в обычной жизни там, где мы говорим «спасибо», греки произносят «евхаристо». И еще многие из греков говорят на английском.

— Расскажите о запомнившихся встречах на Афоне.

Я познакомился с новым наместником русского монастыря – игуменом Евлогием, поисповедовался у него, а после обеденной трапезы кратко с ним пообщался и передал скромные сибирские подарки. Оказывается, он родом с Урала, в своей монашеской жизни прошел через Иерусалим – какое-то время нес там послушание.

Большое впечатление произвела на меня встреча с игуменом греческого монастыря Ватопед – архимандритом Ефремом. Многие православные знают о нем – сколько скорбей он перенес из-за ложных обвинений, воздвигнутых на него и всю братию. Я поблагодарил его за то, что Пояс Пресвятой Богородицы был им принесен к нам в Россию. Раньше мы и мечтать не могли о таком.

Видел игумена монастыря Дохиар в старом рабочем подряснике, занимающегося между службами простыми монастырскими трудами. Это тоже очень запомнилось. Было множество других благодатных встреч.

— В чем особенность Афона?

Центр притяжения Афона – молитвенное делание. Помимо церковных служб, еще обязательное келейное правило.
Благодаря Афону я глубже стал различать обычную молитву вслух и про себя. Новостью для меня был именно афонский вариант: во время трудовых послушаний громко, вслух непрестанно повторять Иисусову молитву. Ведь при молитве вслух мы же больше себя задействуем, меньше отвлекаемся и легче отгоняем посторонние мысли. Так же я узнал, что в 19-ти монастырях, созданных старцем Ефремом Аризонским в Америке, во время послушаний молитву не просто произносят вслух, а громко кричат (ну для труда в монастырских огородах это, конечно, уместно и на пользу). В таких случаях мы действительно на молитве пробиваемся к Богу.

Но есть кроме перечисленных еще молитва безмолвия. К ней могут прикоснуться только искусные в молитвенном делании. Это намного более высокий уровень. Но ночные афонские службы как бы подвигают к молитве безмолвия даже простых мирян.

Интересно отметить, что каждый монастырь имеет больший опыт еще в каких-то видах аскетических практик. В результате, например, из монастыря Дохиар вышло много отшельников.

Благодаря напряженной молитвенной жизни на Афоне все, кого я встречал, говорили, что переживали там ощущение особого водительства Пресвятой Богородицы, сделали новый шаг в благое водительство Божие.

Конечно же, Афон уникален! Столько дней вокруг тебя только православные. Иногда приезжают и инославные, но они проявляют к Афону большой интерес и почтительно ко всему здесь относятся. Все здесь посвящено молитве и освящается ей.

Беседовала инокиня Елисавета (Успеньева).