Священномученик Иоанн (Троянский)

Священномученик Иоанн (Троянский), епископ Великолуцкий и Торопецкий

(1862-1937)

День памяти 4 сентября

Священномученик Иоанн (в миру Иван Ефимович Троянский) родился 10 ноября 1862 года в поселке Ново-Клинском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье диакона. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию. В 1889 году рукоположен во священника и назначен к Покровской церкви села Ендовище Козловского уезда. К 1909 году отец Иоанн овдовел, с ним остались двое детей. В 1916 году был возведен в сан протоиерея. В 1922 году перешел в обновленческую церковь, принял монашество и был хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Сасовского, викария Тамбовской епархии. В 1923 году был участником 2-го Всероссийского Поместного Собора. Пересмотрел свои взгляды и в связи с этим в 1924 году был запрещен в священнослужении Всероссийским обновленческим Синодом. В 1925 году принес покаяние патриарху Тихону и был принят в сане епископа. Сразу вслед за этим назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии. 3 декабря 1931 года был арестован в городе Петропавловск и 2 апреля 1932 года постановлением Тройки при ПП ОГПУ в Казахской ССР приговорен к трем годам ссылки в Нарымский край, которую отбывал в окрестностях села Тымское Каргасокского района.

Свидетельства тому мы находим в письмах, сообщающих о смерти Архиепископа Свердловского Корнилия (Соболева) на Пасху 1933 года. Архиепископ Корнилий   отбывал ссылку в селе Тымск Каргасокского района Нарымского округа Западно-Сибирского края. От тяжелых ран, полученных в результате нападения уголовника-рецидивиста, он скончался в самый день Пасхи. Епископ Иоанн (Троянский) отпевал  его вместе с шестью протоиреями и иереями,  о чем сообщил 24 апреля 1933 года в рапорте на имя Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия, Нижегородского.

Он писал: «Настоящим почтительнейше имею долг сообщить Вашему Высокопреосвященству, что Архиепископ Свердловский Корнилий (Соболев) сего года 16 апреля, в первый день Святой Пасхи, волею Божию, как истинный христианин и архипастырь, скончался. Отпетие, по чину пасхальному, было мною совершено с 6 протоиереями и иереями в доме, в его квартире, погребен на общественном кладбище, в ряду преждепочивших: одного протоиерея, 2-х иереев и 1 иеромонаха, проживавших в селении Тымском Каргосокского района Нарымского округа Западно-Сибирского края в качестве высланных из Российских пределов. Смиренный Иоанн, Епископ Рыбинский».

1 мая в докладной записке так же, на имя митрополита Сергия, он подробно описывает трагические события. Архиепископ Корнилий, получивший тяжелейшие ранения в лицо и голову (с проломом черепа) нуждался в медицинской помощи. Из записки Владыки Иоанна видно, в каких условиях жило ссыльное духовенство. «Тотчас послали за фельдшером — врача в Тымске нет, а есть в Каргоске, в районе, более 60 верстах расстоянии. Была сделана перевязка, промывка, все это наскоро, вот и не могли досмотреть проломы черепной кости, очевидно, через них проникла кровь на мозговую оболочку и она-то и причинила смерть Владыке. Сам Владыка переносил страдания терпеливо, ни единого стона, когда зашивали раны, осматривали и промывали их, разве едва-едва жаловался на боль в голове. Температура все время была повышенной. Во все время болезни до смерти почти, сам Владыка ходил, конечно, при провожатом, на перевязку, сам на Вербное и первые дни Страстной седмицы совершал на дому богослужение, а в Великий Четверток Литургию и вечером Стояние, читал 12 Евангелий и канон трипеснца. Можно предполагать, какие страдания переносил, бодрился и говорил, что-де он боли не ощущает, а у самого голова была залита кровью. И только в Великий Пяток температура повысилась так сильно, и к вечеру лишился сознания и перестал говорить, и уже не говорил до смерти. Таким образом почти месяц страдал и за это время несколько раз исповедовался. Духовник часто просиживал у его постели, и они вели душеспасительную беседу. Преступник был схвачен наутро после злодейства. На допросе Владыка отказался обвинять его в чем бы то ни было, и следователь только потому вел следствие, что у злодея были отобраны вещи Владыки, и тогда только Владыка отчасти рассказал, как было дело. Преступник, как передавали, приговорен к высшей мере наказания, так как уже не первое подобное злодеяние им совершено в короткое время….»

По возвращении из ссылки в 1935 году Владыка Иоанн был назначен епископом Великолукским и Торопецким и поселился в городе Торопце Тверской области. Получив с большим трудом от гражданских властей регистрацию и разрешение на богослужение в храмах города, он старался служить как можно чаще, за каждым богослужением обращаясь к верующим с проповедью. Недоброжелатели доносили в НКВД, что «он в своих проповедях говорит о несомненном бытии Бога, о том, насколько большое значение имеют в нашей жизни святость и святые, а также чудотворные иконы. Говорил о чудесах, совершаемых по молитвам святых и по обращении верующего к чудотворному образу. Но мало этого, он заманивает в церковь гостинцами и печеньем детей. Так, например, в Вознесенской церкви он посреди храма раздавал детям конфеты и пряники».

Владыка принимал активное участие в ходатайстве об открытии закрытых церквей Торопца. Активно противостоял обновленчеству, после ареста на допросе говорил, что «за последнее время по Великолукской епархии прибавилось четыре церкви тихоновской ориентации за счет обновленчества».

В январе 1936 года был назначен епископом Осташковским, викарием Калининской епархии. Но продолжал жить в Торопце, так что это назначение можно считать номинальным (или же оно было отменено). В архиве Санкт-Петербургской епархии имеются копия справки, выданной им 16 августа 1936 года и подписанной «Иоанн, Епископ Великолуцкий и Торопецкий».

23 июля 1937 года был арестован и заключен в Торопецкую тюрьму. В деле имеются показания свидетелей: «Троянский, посещая церковь, произносит проповеди контрреволюционного содержания; так в начале июля 1937 года Троянский, будучи в Вознесенской церкви, говорил: «Апостол Павел страдал за веру христианскую, и ему были не страшны ни пытки, ни казни, а мы изменяем вере, боясь репрессий». «Троянский систематически ведет борьбу с обновленчеством, в результате тринадцать священников перешло в тихоновскую ориентацию». «В мае месяце, будучи в гостях у гражданина Федорова Михаила, Троянский критиковал современные моды в СССР и говорил, что эти моды неизбежно приведут к вырождению юношества».

31 августа Тройка НКВД приговорила преосвященного Иоанна к расстрелу (во время следствия он содержался в Торопецкой городской тюрьме). Епископ Иоанн был расстрелян 4 сентября 1937 года. При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­вослав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да.

Источники:

Официальный сайт Великолуской епархии: http://luki-eparhia.ru/

Неизвестные страницы епархиальной истории. К 120-летию Екатеринбургской епархии.//«Православная газета», Екатеринбург. №6 (327) / 8 февраля 2005 года.