«За веру пострадавшие» Интервью епископа Силуана газете «Советский Север»

В Колпашево ожидается принесение мощей священноисповедника Агафангела (Преображенского), расскажите, пожалуйста, более подробно об этом событии? В чем его значимость для нашего города?

Среди сонма страдальцев, изведавших в годы послереволюционных репрессий тяготы ссылки в Нарымском крае, митрополит Ярославский Агафангел является одним из наиболее известных. Его святой патриарх Московский и Всероссийский Тихон, незадолго до этого избранный на Поместном соборе Русской Церкви, а затем и Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) на случай ареста или смерти видели в числе немногих своих преемников по управлению Церковью. Это свидетельствует о высоком авторитете святителя Агафангела. И такое уважение со стороны выдающихся иерархов и всего народа было вполне заслуженным.

Владыка Агафангел сочетал глубокую веру и преданность Христу и Его Церкви с прекрасным образованием и крайним милосердием даже к тем, с чьими взглядами и действиями он не мог согласиться. Отличало этого видного церковного деятеля и удивительное благородство души, в силу которого он был совершенно чужд карьерных амбиций и никогда не пользовался выгодами своего положения и даже законной возможностью получить высшую власть в Церкви. Являясь образцом христианского благочестия и православного пастырства, святитель Агафангел перед лицом тяжких лишений и смертельной опасности увенчал свой жизненный путь подвигом мужественной верности Тому, Кому служил с юных лет.

Канонизируя святых, Церковь предлагает всем людям верный образец (по-гречески — «канон») жизни, достойной звания человека, раскрывающей в полной мере данный Богом потенциал личности. У святых есть чему поучиться! А принесение мощей святого человека производит в нашей душе ощущение его близости, присутствия и молитвенного за нас ходатайства перед Отцом Небесным. Это — особое благословение для нашего края от Бога через его святого. Тем более, что святитель Агафангел бывал на Томской земле не только невольно, но и произвольно — в самом начале своего церковного служения в качестве преподавателя Томской духовной семинарии. Ныне он в третий раз посетит нас и незримо и видимым образом — в своих мощах — с тем, чтобы уже навсегда здесь остаться и быть помощником в несении земных и духовных трудов для всех, кто станет обращаться к нему с молитвой.

Какие еще события и мероприятия в жизни епархии будут посвящены теме увековечивания памяти страдальцев за веру?

В 2015 году в Колпашевской епархии была создана специальная Комиссия по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, в которую вошли руководители почти всех епархиальных отделов. Возглавляет эту Комиссию правящий архиерей. Такой, предельно высокий, статус данной епархиальной структуры обусловлен чрезвычайной значимостью темы новомучеников и, в целом, для Русской Церкви, и для Нарымского края, в частности.

Именно мученичество с древних времен считалось неопровержимым свидетельством истинности Евангельского Откровения и божественности Христовой Церкви. Само слово «мученик» — по-гречески, «мартис» — означает «свидетель». В самом деле, всегда найдутся люди, готовые умереть даже за ложную идею; но такое псевдомученичество связано с психологическим надрывом, с подавлением личной свободы и манипуляцией сознанием человека извне, наконец, с многочисленными невинными жертвами (попросту, массовыми убийствами), которые приносят подобные горе-герои во имя своих заблуждений. Здесь нет существенного методологического различия между деятелями революционного террора и современными экстремистами не зависимо от национальной принадлежности и отношения к религии.

Христианское мученичество — это всегда исключительно свободный, до конца осмысленный, личный подвиг самопожертвования, исключающий со стороны мученика какую-либо угрозу для окружающих, включая и самих мучителей. Исторические документы, дошедшие от первых веков Христианства или появившиеся в период недавней репрессивной политики государства, дают нам немало примеров того, с какой спокойной убежденностью, внутренним миром, а порой даже с радостью и торжеством встречали святые страдальцы за веру пытки и смерть. Конечно, одному человеческому естеству такое не под силу. Подвиг христианского мученичества — это яркое доказательство бытия Бога и Его участия в человеческом существовании, привнесения в это существование собственной, т.е. вечной — подлинной и совершенной — жизни, сила и сладость которой делают человека способным без надрыва преодолевать любое земное испытание, оставаясь бесстрашным перед лицом самой смерти. И особенно контрастным и убедительным это свидетельство близости Бога выглядит в эпоху, провозгласившую устами Ницше, что «Бог умер»!

Нарымский край видел немало людских слез и страданий. Эти страдания порой совершенно сокрушали людей, не только физически, но и морально. Под гнетом тяжелейших лишений и горя некоторые не только теряли доверие к людям, надежду на лучшее, но и опускались даже до страшных преступлений. Достаточно вспомнить Назинскую трагедию. Как будто уже не революционные вожди, а сам диавол, родоначальник всякого зла, поставил себе цель если не уничтожить под корень людей, то, по крайней мере, истребить в них все человеческое.

И как важно нам знать, что среди этого апофеоза бесчеловечности были люди, которые в этих страданиях не только не потеряли себя, но преобразились духовно, тем самым одержав победу и над собой, и над космическим злом, и над самой смертью. Наряду с тысячами новомучеников, пострадавших в разных местах Советского Союза, нам известно на сегодня почти полтора десятка уже прославленных Церковью святых, епископов и священников, чей мученический подвиг совершался на земле Нарымского края. Однако я убежден, что еще больше было таких подвижников, исповедничество которых либо не нашло отражение в исторических документах, либо до времени остается не явленным.

Епархиальной Комиссией по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской разработана многолетняя программа, предусматривающая целый комплекс разнообразных мероприятий. Помимо торжественных богослужений в дни церковного поминовения новомучеников, мы видим свою задачу в том, чтобы знание и глубокое осмысление трагических страниц истории нашего народа и связанных с ними явлений величия человеческого духа получало, как можно более широкое распространение, особенно среди молодого поколения. Без такого знания историческое и национальное самосознание людей будет ущербным и поверхностным, а следовательно, трагедия может повториться вновь. Мы намерены решать эту задачу совместно с представителями власти, педагогическим сообществом, деятелями культуры, музейными работниками, журналистами, общественными организациями. В планах создание фильма, публикации материалов о новомучениках, проведение выставок, конференций, лекториев, установка памятников. Уже сейчас в епархии действует четыре отряда православных скаутов, носящие имена православных новомучеников и исповедников.

В 2017 году будет отмечаться столетний юбилей революционных событий в России. Как, на Ваш взгляд, сегодня можно осмыслить итоги прошедшего столетия? Какие уроки мы можем и должны извлечь из истории?

За свою тысячелетнюю историю Россия прошла немало серьезных испытаний, но всегда выходила из них более сильной, консолидированной и самостоятельной. Однако до революции 1917 года все самые сокрушительные потрясения не прерывали в общем политической, духовной и культурной преемственности сменяющих друг друга исторических периодов национального развития. Столетие назад произошел радикальный слом всего строя народной жизни сверху до низу, во всех сферах. Старый мир разрушался до основания, как провозглашал гимн Интернационала, и предпринималась попытка построить мир новый под знаменем столь притягательных идей свободы, равенства, братства.
Менее всего я готов усматривать в этих событиях следствие происков западных держав или деятельности малочисленной группы профессиональных революционеров, хотя хорошо известно, что было и то, и другое. Причина все же не в этом, а в глубинном духовном сдвиге, произошедшем в сознании народа, в его душе. Выражаясь в терминах основоположника западноевропейской философии Блаженного Августина, русский народ, бывший до того народом-богоносцем, Русью Святой, обращенной в самых сокровенных своих чаяниях к горнему миру, к Христовой правде и любви, обратил свой ум и сердце к преходящим ценностям земного мира, служащего не духу, а плоти, и, по слову апостола Иоанна Богослова, лежащего во зле. А враги Русского мира лишь воспользовались таковым состоянием нации.

Что из этого получилось, мы знаем. Преступление, возведенное в закон со времени убийства семьи последнего русского Государя и первых новомучеников в 1918 году, стало нормой, не изжитой до сих пор. Беззаконие элиты неминуемо порождает пренебрежение к закону и в широкой массе народа. Пролитие невинной крови — в силу идеологических установок, политического расчета, классового чутья, ради «светлого будущего» — оправдать нельзя. Она, как утверждается в Библии, вопиет об отмщении, становясь проклятием, тяготеющим над преступниками и всеми, кто солидарен с ними в их преступлениях.

Победа в Великой Отечественной войне, научно-технические достижения, социальные блага в советский период, берущий начало с Октябрьской революции, стали возможны только тогда, когда власть, отказавшись от идеи мировой революции и всемирного интернационала, в значительной степени вернулась на национальные рельсы, то есть к тем самым устоям «старого мира», который первоначально столь бездумно и безжалостно крушила. В годы войны вспомнили о ратных подвигах святых князей Александра Невского и Дмитрия Донского, святого адмирала Ушакова, искреннего христианина Суворова. В школы вернули главного антагониста русской революции Ф.М.Достоевского. Даже моральный кодекс строителя коммунизма, по свидетельству его авторов, списали с Евангелия, чтобы он срезанировал с нравственным звучанием народной души, сформировавшимся в лоне христианской культуры.

Однако советский период существовал во многом за счет накопленного в предыдущее тысячелетие духовного потенциала нации, не только не воспроизводя его, но и всеми силами подавляя те истоки, которыми этот потенциал подпитывался, — в первую очередь, Русскую Православную Церковь. Когда духовная сокровищница народной души оскудела, рухнул и порожденный революцией общественно-политический строй, а обнищавшая, ограбленная, униженная душа народа содрогнулась в корчах «лихих 90-х».

Урок, который мы должны вынести из событий прошедшего столетия, очевиден. Строить будущее можно только на фундаменте прошлого, всего тысячелетнего прошлого нашего многонационального народа с его святынями, победами, испытаниями и даже падениями, ничего не предавая забвению и не спеша отвергать подобно вершителям революций. В победах и достижениях должно черпать вдохновение, падения и искушения возвращают к здравомыслию и уберегают от соблазна поверить в свою исключительность, святыня духа и порождаемая им культура не позволяют человеку родство с ангелами променять на звериное царство плоти. Мы должны научиться с глубоким интересом, уважением и даже благоговением, а не бездумно, относиться к тому, чем всегда жил наш народ.

Без такого уважительного отношение к собственной истории и духовной традиции тщетно ждать уважения к нам со стороны других народов, тщетно пытаться построить счастливое и надежное будущее для себя и своих детей.

Беседовала Л. ЧИРТКОВА.

«За веру пострадавшие» Интервью епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана газете «Советский Север»//№101 (14597) 12 октября /2016.