Святые — «облако свидетелей» веры, надежды и любви. Слово епископа Силуана в Неделю Всех святых в Соловецком монастыре (видео)

23 июня, в Неделю Всех святых, епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершил Божественную литургию в Троицком храме Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря. По завершению богослужения Преосвященный владыка обратился к собравшимся в храме с проповедью.

Поздравляю всех Вас, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником Всех святых, который Церковь Христова совершает вслед за праздником Святой Пятидесятницы, и с которым память всех святых неразрывно связана.

Апостол Павел называет сонм святых «облаком свидетелей». О чем же они свидетельствуют? Они сами являются свидетельством, которое призвано утвердить нас с вами в вере, укрепить в надежде и возрастить в наших сердцах любовь.

Святые являются свидетельством веры нашей, потому что мы веруем во Единаго Господа нашего Иисуса Христа, Единаго от Святой Троицы, Который воплотился для того, чтобы спасти всех нас, для того, чтобы распахнуть настежь двери Небесного Царствия. До этого они были закрыты. Но даже если бы они были отверсты, нам это не приносило бы никакой пользы, потому что человек сам в эти двери войти не может. «У человеков это невозможно», — говорит Спаситель мира о деле спасения, но «все возможно у Бога». Поэтому-то, что невозможно было достичь человеку собственными силами, собственной праведностью, собственными подвигами, совершает Сам Бог. Он заплатил за это большую цену. Для того, чтобы пострадать, Он стал человеком, потому что Богу страдать невозможно. Своими крестными страданиями Он явил полноту любви ко всем нам. Но Он пришел не только, чтобы пострадать, но и чтобы воскреснуть, и в Себе, Собою, Своим Божеством воскресить наше омертвевшее естество, нас, сущих в аду, извести оттуда на простор божественного света и божественной любви.

Источником этого света, этой благодатной жизни, спасения является Дух Святой, Которого Господь на пятидесятый день по Своем воскресении посылает нам. И в этот день рождаемся мы с Вами как обновленное человечество, как Церковь Христова, вне которой спасения нет и быть не может, потому что вне Церкви человек остается наедине со своими одинокими, немощными усилиями, со своим поврежденным естеством. И только в Церкви, в Духе Святом, Который здесь пребывает, мы обретаем силу быть чадами Божиими.

Вот эту-то веру и утверждает в нас пример святых. Они являются доказательством, что вера наша не ложна, что она не тщетна. И если толикий сонм свидетелей, сотни тысяч, быть может, миллионы людей, облеченные в такое же, как у нас, немощное естество, взошли на небо, явили своей жизнью полноту духовного, богозаповеданного совершенства, то, значит, это возможно и для каждого из нас.

И от этой веры простирается вдохновенная надежда: раз это возможно, значит этот путь открыт и для нас. И пусть никто не оправдывает себя немощью естества, потому что в ту же немощь были облечены и святые. Пусть никто не оправдывается отсутствием должного христианского воспитания, потому что немало было таких святых, которые веровали во Христа на пороге эшафота. И этого было достаточно, чтобы не только спастись, но и стать святым. Потому что Господь взирает не на количество и не на внешние формы нашей жизни и нашего благочестия, а на расположение нашего сердца. И если не каждый из нас может отринуть все и, уподобляясь преподобным отцам, удалиться в пустыню и посвятить всю жизнь молитве и посту, то это не означает, что для нас путь спасения закрыт. Бог может все! Он «немощная врачует и оскудевающая восполняет».

Чего Он от нас ждет? Ни вериг, ни постов и даже ни молитв, потому что говорит: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! — войдет в Царство Небесное», то есть — не всякий молящийся. А кто же туда войдет? «Хранящий волю Отца Моего Небесного»! Войдет тот, кто явил полноту послушания Небесному Отцу вслед за Сыном Человеческим. А из чего вырастает послушание Богу? В чем его мотив, его причина, его корень? В любви!

Что мы любим, тому и служим, того и слушаем, к тому и стремимся. И святые являются доказательством, свидетелями, образцами этой великой и совершенной любви. Любовь Христова деятельна, и об этом говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. Он говорит не о той любви, которая ищет своего и заботится только о себе, и которая, если и любит ближних, то лишь для себя, как нечто себе принадлежащее. Так очень часто бывает в семьях. Но истинная любовь — иная. И если наша любовь не встанет на путь подражания Христу и святым Его, то мы в ней не преуспеем.

Истинная «любовь, — говорит апостол Павел, — долготерпит, милосердствует, не завидует, не раздражается», не только не делает, но даже «не мыслит зла». То есть, хранит свой ум от всяких злых помыслов против ближних. Да и как возможно любить ближнего, если думать о нем плохо?! Поэтому, чтобы было чисто наше сердце, должен быть чист наш ум. И если он склоняется на осуждение, на ропот, на саможаление, на какие-то иные гнусные помыслы, уводящие нас от Бога и от любви к ближним, то мы должны этому сопротивляться. И у нас есть в руках надежное и победоносное оружие. И за ним не надо идти в леса, облачаться в вериги или вретище. Этим оружием является покаяние.

Когда мы чувствуем, что что-то в нашей жизни не так, мы должны усугублять наше покаяние, потому что скорби есть знамение любви Божией. Таким образом Господь печется о нашем спасении и скорбями указывает нам на наши недостатки, на наше несовершенство, на ту стену, которая отделяет нас от Бога, а значит, от спасения. Поэтому скорби нужно принимать с благодарностью и покаянием.

И второе — это молитва. Вслед за покаянием мы должны молиться не только о себе, но — как заповедает нам Господь и святые Его апостолы — и друг о друге. И чем труднее молиться за того, кто, быть может, стал на какое-то время твоим врагом, тем больше надо в этом усердствовать. Нужно молиться за ближних до тех пор, пока не будет преодолена вражда. И для этого ничего не надо, кроме усердия и терпения. И Богу угодно, когда мы молимся друг за друга, и тогда Он совершает чудеса, посылая нашим сердцам мир и утешение, и примиряя нас с ближними и со всем миром.

Но и, конечно, самым главным, центральным, в нашей любви, должно быть хранение Христовых заповедей. «Любящий меня, — говорит Господь, — слово Мое сохранит». Между исполнением заповедей и любовью к Богу — неразрывная связь. Одно без другого невозможно! Невозможно в совершенстве исполнить заповедь, если в сердце нет хотя бы малой любви к Богу. Но и любовь к Богу не будет возрастать в нас, если мы не усиливаемся, как можем, пусть немощно, но изо всех наших скудных сил, исполнять Его святые заповеди. В них — вечная жизнь, по слову Евангелия.

Святые являют нам пример того, как человек может это исполнять. Мы знаем множество разных образов святости, разных чинов подвигов. Каждый может выбирать то, что ему ближе. Но только не будем обращать внимание на внешние проявления святости, а будем взирать на его корень, на его причины. Внешний образ может быть различен. Господь укажет! Но если не будет внутри нас веры, твердой надежды и любви к Богу, то не будет и никакого пути к совершенству. А путь совершенства заповедан не избранным, не монахам только, не одним священникам, а каждому христианину. К каждому Господь со страниц Евангелия обращает Свой голос: «Будьте совершенны!» И совершенны не по образу ангелов или святых, а совершенны, «как и Отец ваш Небесный». И если неложный наш Господь дает нам такую заповедь, значит, вместе с Ним эту заповедь исполнить можно, иначе Он ее бы и не дал.

Не будем малодушествовать! Будем разогревать свое сердце любовью к Богу в молитве, покаянии, исполнении заповедей, в причащении Святых Тайн, в церковной жизни и любви к ближним. Тогда Господь, молитвами всех святых, удесятерит наши силы, и мы сами будем удивляться, коль славен Господь, Который являет великие чудеса в нашем немощном, казалось бы, и грешном сердце!

Молитвами всех святых Господь да укрепит нас быть верными Его учениками, мужественно идти путем крестоношения, который ведет в жизнь вечную. Аминь. 

Комментарии закрыты.