Дорогами исторического и нравственного просвещения предстоит пройти будущим педагогам по Нарымскому краю

Личная встреча руководства Томского государственного педагогического университета и правящего архиерея Колпашевской епархии Преосвященного епископа Силуана положила начало формированию нового перспективного направления в работе со студентами ВУЗа – практическому знакомству будущих педагогов со своей малой родиной. Результатом этой инициативы стал образовательной проект, который вышел далеко за рамки познавательного туризма: предполагается, что в ходе многодневной поездки на север Томской области студенты посетят места, связанные со знаковыми историческими событиями и процессами в масштабе всей Сибири и целой страны.

На каждом ключевом месте юношам и девушкам предстоит обратиться не только к отечественной истории, но, прежде всего, к самим себе, определить личное отношение к переломным моментам истории.
Проект под рабочим названием «Маршрутами просвещения» позволит развить общекультурные компетенции будущих педагогов и найти новые методы работы по патриотическому воспитанию, профилактике социально опасных явлений и экстремизма в молодежной среде.

В первой декаде февраля началась практическая реализация проекта: рабочая группа ТГПУ под руководством проректора по молодежной политике и воспитательной работе Д.Б. Насонова в содружестве с Колпашевской епархией в лице заведующей паломнической службой инокиней Елисаветой (Успеньевой) совершила пробную поездку на север Томской области для определения ключевых точек будущего маршрута, которым пройдут студенты.

В ходе поездки группа ознакомилась с памятными местами, прошла путь от музея казачьей культуры «Братина», расположенного в Кривошеинском районе, до Музея политической ссылки в отдаленном селе Нарым, посетила Свято-Никольский женский монастырь с. Могочино, краеведческий музей г. Колпашево, старинный Воскресенский храм с. Тогур, печально знаменитый Колпашевский Яр.

Знаковой стала встреча участников экспедиции с епископом Силуаном, которая состоялась в Колпашевском епархиальном управлении. В ходе беседы были намечены векторы и духовные ориентиры для проработки комплексной программы по воспитанию студентов.

Равноценным партнером проекта выступает областной государственный краеведческий музей им. Шатилова» (ОГАУК «ТОКМ им. М.Б. Шатилова») – его филиалы запланированы к посещению в различных населенных пунктах Томской области, а сотрудники музея готовы на научном уровне принять участие в разработке экскурсионной части.

Реализация проекта под рабочим названием «Маршруты просвещения» стартует весной 2021 года. Поездка на север Томской области, как элемент проекта, окажется не только личным знакомством с жизнью томской глубинки. По замыслу авторов, это событие, включающее дискуссии и совместные рефлексии, станет активным механизмом включения студентов в настоящую, созидательную педагогическую деятельность.

Проректор по молодежной политике и воспитательной работе ТГПУ Дмитрий Насонов:
У нас есть желание показать будущим учителям Россию от Сахалина до Калининграда – какая она грандиозная, большая, сколько в ней интересных особенностей, но в то же время, какие похожие люди здесь живут. Мы продолжали искать пути реализации, новых партнеров. И вот в результате встречи с епископом Силуаном родилась идея: а почему бы не начать с нашей малой Родины? Ведь патриотизм начинается с любви к родному и близкому: к своей семье, родному двору, городу, где ты родился или учишься… И мы решили, что покажем нашим будущим педагогам, не только томичам, но и студентам из других регионов, Томскую область. Прежде всего, какая же она огромная. Какие здесь мощные пространства, большие леса и реки, и не менее мощные люди. Какая у них жизнь, моральные ценности… Отталкиваясь от этого, мы стали размышлять дальше: а в принципе, какие ценности являются незыблемыми? На какие фундаментальные ценности нужно опираться человеку, в том числе педагогу? Наверное, на традиционные ценности нашего народа, тех людей, которые пришли в конце 16 века осваивать Сибирь, расширять границы государства, жили в непростых условиях и строили нашу страну. Как эти ценности передавались от отца к сыну? И насколько они были созидательными, эволюционными. Прошло несколько столетий. Все менялось. Со временем начали насаждаться новые – не эволюционные, а революционные ценности и новое отношение человека к миру, к морали и совести, к своему ближнему, к любви. И вот мы видим революционный период. Он очень ярко представлен в истории Колпашевского района, Нарыма. Как люди трансформировались? Какие разрушения и ненависть стоят за этим. Никакая ненависть не может быть оправдана, но братоубийственная ненависть способна разрушить не только жизнь человека, но и общество в целом. Наши будущие педагоги должны это знать и, по крайней мере, уметь рассуждать на эту тему. Что может быть с человеком, когда смена этого вектора в принципе становится возможной. Это актуально и сейчас. И в современных условиях многим хочется поменять эволюционный вектор на революционный, но нужно понимать, что любая революция – это путь к разрушению, а не к созиданию.

 

Комментарии закрыты.