Выступление епископа Силуана на Парламентских встречах «Великая победа в великой войне: русский взгляд»

На прошедших 29 ноября в стенах Законадательной думы Томской области Парламентских встречах епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан выступил с докладом, текст которого предлагается ниже вниманию читателей нашего сайта.

«Русский взгляд», которым мы хотим взглянуть на самую великую в истории человечества войну, – это не взгляд «русского» по национальности, это – взгляд «по-русски», то есть специфическое восприятие действительности, свойственное русскому миру, многонациональной русской цивилизации.

В качестве пояснения приведу рассуждения русского философа И.А.Ильина. Говоря об одном из ключевых событий отечественной истории – революции 1917 г., он утверждает: главный вопрос не в том, почему это произошло? и не в том, кто виноват? а в том «зачем это произошло? для чего?» Проецируя мысль Ильина на Великую Отечественную войну, следует отметить, что, конечно, важно, и очень важно, и то, почему она произошла, и кто в ней виноват? Но на эти вопросы уже давно дан более или менее исчерпывающий и общепризнанный ответ.

Однако на протяжении своей тысячелетней истории русский человек всегда искал не только и не столько виноватых, сколько высшего смысла происходящего, особенно смысла тех испытаний, которые выпадали на его долю. Ему важно было это оправдание жизни: с позиций вневременных, неизменных ценностей! Он вдохновлялся служением высшей, вечной цели. Даже строительство «коммунистического рая» на земле было, хотя и искаженным, но всё же отражением этой «горячешной жажды истины», по выражению Ф.М.Достоевского. В этом контексте неизбежным становится вопрос: «для чего?» – вопрос о том творческом потенциале национального становления, который содержится в любом испытании, и, конечно, в Великой войне и в завершившей её великой Победе. Сама постановка вопроса: «для чего?» – свидетельствует об обращенности к будущему, о намерении это будущее строить, не взирая ни на какие препятствия, с готовностью любые препятствия побеждать.

Итак, величие победы, в общем-то, достаточно полно выражено словами всем нам хорошо известной песни военных лет: «идет война народная, священная война».

Величие победы обусловлено великостью войны. Однако эта великость II мировой войны, основная тяжесть которой легла на плечи нашего народа, характеризуется не только размером жертв, хотя они и безмерны. Для России не менее важной является всеобъемлемость этих жертв: нет в России семьи, которую так или иначе не коснулась бы Великая Отечественная война. И поэтому Великая победа – это безусловная и неоспоримая ценность для всего российского народа, для многонационального русского мира. Об этом свидетельствует массовость участия в Дне победы: не в результате чьих то оргусилий, а по влечению сердца. Об этом же говорят и стихийно возникшие в последние годы замечательные традиции: повязывать Георгиевские ленточки и участвовать в Бессмертном полку.

Но если всеобъемлемость войны – это скорее её количественный показатель, то народность – показатель качественный.  Почему Великая Отечественная война по праву называется народной? По тому, что она стала актом гражданского примирения. Именно она завершила самую страшную, самую позорную, самую мучительную в истории нашего отечества Гражданскую войну, которая началась в 17-м году и закончилась только в годы войны Отечественной. Весь этот период был омрачен противостоянием власти и большей части народа, разных социальных слоев между собой, советского общества и многомиллионной русской эмиграции. Это противостояние не всегда было кровавым, хотя крови и жертв было тоже не мало. Проблема была в том, что этот многогранный конфликт оставался принципиально неразрешённым: каждая из сторон оставалась со своей правдой. Русский мир был раздроблен. И объединился он лишь в годы войны, перед лицом общего врага. Разногласия не были полностью забыты, но была преодолена их разделяющая роль.

В воспоминаниях участников Великой Отечественной войны мы обнаруживаем удивительный факт: в массе люди не руководствовались обидами на власть, на другой социальный слой. С одним врагом во имя общей победы сражались красные командиры и бывшие белогвардейцы, сотрудники карательных органов и репрессированные, верующие и атеисты, представители разных национальностей. И именно здесь, перед угрозой общей гибели, общество, разорванное классовым и идеологическим противостоянием, ощутило себя одним народом, одной многомиллионной семьёй. «Братья и сестры» – обращался к гражданам Советского Союза верховный главнокомандующий в эти годы. Братьями и сёстрами должны были ощутить себя русские люди, чтобы победить.

И наконец, война была священной, и это не только красивый эпитет. Воины защищали не политическую систему, а свою Родину. А родина – это не просто территория проживания, но земля, освященная подвигами веры и любви десятков поколений предков. Этими подвигами созидалась как материальная красота и благосостояние Отечества, так и его духовная мощь. Не поддающееся рациональному определению чувство Родины питает, по выражению поэта, «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Благодаря Великой Отечественной войне произошел своего рода акт примирения со своим прошлым, со своей историей, с тем старым миром, который еще недавно разрушался «до основания».

Это было примирение не только с героями прошлого, когда были реабилитированы такие защитники русской земли, как Александр Невский и Дмитрий Донской, именами которых называли танковые колонны, авиационные эскадрильи, ордена и медали. Был реабилитирован даже Георгиевский крест, будучи практически приравнен к советским государственным наградам. Главное, ‒ произошло примирение, пусть и несовершенное, со своими святынями, то есть с той системой духовно-нравственных ценностей, которой на протяжении всего тысячелетия своей истории жил наш народ. Эти ценности перестали огульно отвергаться и стали возвращаться ‒ часто неявно, прикровенно ‒ в культуру, отчасти в науку и образование, в повседневную жизнь. Об этом, в числе прочего, свидетельствует и возросшая лояльность к Церкви со стороны государства во время войны и послевоенные годы, а также очевидный подъем веры в народе,  о котором не принято было говорить в советское время, но сейчас благодаря опубликованным материалам, мы знаем об этом более полно.

Из всего вышесказанного, на наш взгляд, следует, что Великая победа для нас сегодня это квинтэссенция русской идентичности – не сугубо этнической, но духовно-исторической. За победой стоит не столько земная Россия, сколько Святая Русь. В этом непреходящее значение победы в Великой Отечественной войне для нашего народа, как мощного объединяющего фактора и вдохновляющего начала в созидании своего будущего. Поскольку народ, который мог победить в такой войне, может победить все, что угодно.

Комментарии закрыты.